Меню

Воспитание детей методами народной педагогики

Использование идей народной педагогики в ДОУ

Сильяна Прохорова
Использование идей народной педагогики в ДОУ

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Народная педагогика – вечно цветущий кладезь мудрости и чистоты помыслов.

Народная педагогика служила воспитанию у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, отвага, стойкость, требовала уважения к человеку, честности, правдивости. Например,чувашская пословица гласит: «Пусть голова имеет добрые намерения, добрые ноги ведут тебя к добрым целям, добрые руки твои творят добрые дела». В очень давние времена, как утверждает народная молва,один мудрец хотел решить такую задачу: «Сколько нужен зерен, чтобы получилась крупа?» Право же и перед нами педагогами,стоит вопрос: сколько же нужно воздействий, какими они должны быть, чтобы вырастить настоящего человека? Так, К. Д. Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, своих старших сестр и братьев. В письме к школьникам К. В.Чапаева писала: «Я горжусь тем, что мой отец родился на чувашской земле, среди чувашского народа, что свое детство он провел среди чуваш и много хороших черт унаследовал от чувашскогго народа». Действительно, Василий Чапаев от деда слушал песню о Волге, легенды и предания о борьбе русских и чуваш, от бабушки – узнавал об Улыпе — добром и смелом великане… Космонавт Андриан Григорьевич Николаев также воспитывался добру и уважению к людям труда у родного народа.

В детском саду на протяжении ряда лет ведется активная, систематическая этнопедагогическая деятельность.

С чего же начинал работу детский сад по названной проблеме?

Открываем центральную входную дверь — и сразу же бросается в глаза красочное, во всю стену, панно, с изображением детей в чувашских национальных костюмах. Как видим, воспитанники детского сада, даже проходя мимо, могут увидеть некоторые образцы и заметить особенности чувашского народного искусства. На втором и третьем этажах дети знакомятся с другими красочными панно (их семь, выполненными по мотивам чувашских народных сказок художником-иллюстратором детской книги Т. И. Немцевой.

В нашем дошкольном учреждении организован музей «Бабушкина изба» («Асанне пурче»).

В музее собрали экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о культуре чувашского народа. В музее каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, примерить на себя украшения из сундучка, покачать люльку, примерить лапти, поесть из чугунка картошку в мундире и попить молочка, помыть руки в рукомойнике и т. д.

Чтобы поддержать интерес детей к произведениям народного искусства, организовываем тематические выставки,временные экспозиции: «Плетеные изделия», «Глиняные изделия», «Чувашская вышивка», «Чувашское плетение» и др.

В приобщении детей к миру прекрасного и к общечеловеческим ценностям немаловажную роль играет фольклорная группа взрослых «Мерчен» и детская «лку». Дети фольклорной группы не только исполняют песни, но и умеют играть на народных музыкальных инструментах, имеющихся в детском саду. Они принимают участие в детских радио- и телепередачах «Шнкрав» и «Шевле».

Нельзя сказать, что средства народной педагогики воспитатель в воспитательной деятельности применяются мало. Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из – за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки.Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Читайте также:  Высокий гемоглобин у женщин как снизить народными средствами

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, попевок, потешек, и тактично, с учетом меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би – ба – бо, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.

Важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент«— назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — «цвет народного ума» (В. И. Даль, но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

В соответствии с задачами реализуемой Программы в течение учебного года в ДОУ проводим развлечения познавательного характера: Сурхури, Акатуй, Улах, Ниме и др.

Ежегодно в начале лета организуем старинный чувашский праздник «Акатуй» («Праздник земледелия», с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. Он включает в себя ряд лучших обрядов и традиционных ритуалов. На территории детского сада устанавливается длинный шест с полотенцем на верхнем конце акатуй ялаве (флаг акатуя). Начинается «Акатуй» со старинной песни — гимна земледельческому труду «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше», что вызывает особое эмоциональное состояние у детей и взрослых, многие из которых подхватывают слова. Центральными образами, связывающими всех участников этого праздника земледелия, являются Урожай (ребенок с шапочкой из колосьев на голове, Земля и Небо (воспитатели). Ритуальной частью праздника является ознакомление детей со старинными традициями, обычаями чувашского народа: бросанием и катанием яиц, которые поручаются самому почетному работнику детского сада или дедушкам наших воспитанников. Особое внимание детей в этом представлении разнообразные шуточные соревнования («Бег в мешке», «Разбивание горшка», старинная игра «Тумбядек») и состязания (бег в запуске, стрельба из лука по цели, перетягивание каната, «конные скачки» и другие веселые игры на силу и ловкость; у чувашей много подвижных игр, доставляющих детям радость и веселье). Все победители спортивных состязаний получают призы. Завершается праздник обычно общим хороводом дружбы.

С большим интересом в детском саду проходит праздник чувашский народный праздник Сурхури. В ходе развлечения дети, собираются группами, обходят подворно импровизированную деревню. Праздник сопровождается обрядами, призванными обеспечить урожай и приплод скота. Заходя в избу, дети подбрасывают вверх горох, поют песни с заклинаниями, желая хозяину благополучия,за что их одаривали специально приготовленными угощениями: пирожками, калайбачками (колобками, сладостями, орехами и непременно, жареным горохом.

Читайте также:  Вросший ноготь гной народные средства

Учитывая, что в воспитании чувашских детей в далеком прошлом немалое значение имели эстетические традиции других народов: марийского, мордовского, татарского и, особенно, русского,— мы проводим работу по принципу: от общего — к частному. Стало традицией ежегодно проводить в детском саду в течение недели «Праздник народного костюма» (чувашского, русского, татарского и др.). На нем дети имеют возможность увидеть старинные национальные костюмы (не сценические, а также, и это главное, исполнить старинные народные песни, пляски, танцы и поиграть в традиционные народные игры.

Ежегодно организуются интересные «Путешествия в страну красивых вещей», созданных чувашским, русским, татарским, и другими народами. В ходе «путешествия» дети не только могут рассмотреть старинные изделия, но и примерить их, а также принять участие в специальной программе, которая включает танцы, исполнение песен этих народов, чтение стихов.

Интересно проходит и развлечение на тему «Мы из Сосновки, а мы – из Дубровки», в котором дети в шутливой форме соревнуются в умении играть на русских и чувашских народных инструментах. Использование народных игр, песен, хороводов и танцев в сопровождении шумовых инструментов, красивых национальных костюмов делает праздник красочным, оживленным.

Ни один праздник не проходит без гостей. Гостями на нашем празднике являются представители русской и других национальностей, которые представляют свою самобытную культуру.

Таким образом, праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Воспитание патриотизма с помощью фольклора «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству -это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» Тема проекта «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» (старшая группа) Пояснительная записка: Современное общество характеризуется.

Источник



Методы воспитания народной педагогики

Метод – в переводе с греческого означает путь или способ достижения заданной цели. В педагогике метод воспитания можно рассматривать как общественно обусловленное педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого (родителями и детьми, учителем и учеником, социальным педагогом и воспитуемым), способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Выбор методов воспитания зависит от цели и задач воспитания, содержания и закономерностей воспитательной деятельности, условий ее реализации; особенностей объекта и субъекта воспитания.

С точки зрения воспитательных целей и задач, которые ставит перед собой педагог, метод воспитания можно рассматривать как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, способствующий выработке у воспитанников заданных качеств.

Методы воспитания народной педагогики соотносятся с системой методов, принятых в общей педагогике, где они подразделяются на три группы: 1) методы формирования сознания; 2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, направленные на трансформацию нравственных знаний в поведения; 3) методы стимулирования поведения и деятельности.

В народной педагогике выделяются следующие методы воспитания: разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намек, укор, осуждение, наказание и т.д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и т.д.).

После разъяснения и показа использовались упражнения, сопровождаемые советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определенной работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приемы труда.

Читайте также:  Атопический дерматит у взрослого народными средствами

Другим распространенным приемом в народной педагогике является назидание. В памятниках народной педагогики встречается кодекс назиданий старшего – младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодежи, отца – сыну.

А. Е. Измайлов отмечает, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрек, даже определенные педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». И далее приводит примеры подобных афоризмов. Узбеки говорят: «Если дурной человек откажется от зла, мир станет цветком», «Если родина спокойна, лицо твое не пожелтеет». Казахи считают: «Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской философии советуют: «Если посеял просо, не жди пшеницы». Киргизы призывают: «Если ты велик – будь скромен». Таджики указывают признак мужественности: «Если ты мужчина, выходи на поле боя». Туркмены обращаются ко всем, кто отвечает за людские судьбы: «Если ты правитель – грей свой народ, как солнце».

Методы народной педагогики имеют и свои возрастные особенности. Например, в раннем детстве широко используется метод приучения. Например, детей приобщают к регулярному выполнению гигиенических процедур, вовремя ложиться спать и вовремя вставать, быть опрятными и аккуратными, содержать игрушки и одежду в порядке, без напоминаний делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.

В более старшем возрасте ребенок уже пытается разобраться, понять причину, почему он должен поступать так, а не иначе. В этот период эффективным оказывается метод убеждения, которое содержит разъяснение и доказательство, чтобы ребенок осознал разумность определенных действий и поступков, усваивал нормы и модели поведения, принятые в обществе, и чтобы выполнение этих норм становились для него осознанной необходимостью.

А. Э. Измайлов отмечает действенность таких методов народного воспитания, как поощрение и одобрение. Ребенок, по его мнению, всегда испытывает потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Похвала и одобрение оказывают большое стимулирующее воздействие на детей. Осознавая роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». При этом рекомендуется слова одобрения и похвалы произносить с улыбкой на лице.

В этнопедагогике широко используется и такой метод народного воспитания, как намек. Узбекские пословицы гласят: «Для умного человека достаточно и намека», «Умному – намек, глупому – палка». Г. Н. Волков отмечает, что «педагогическая ценность намеков в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне».

В памятниках устного народного творчества, особенно на Востоке и Кавказе, зафиксированы такие методы народного воспитания, как родительское благословение и благопожелание. Родители благословляют своих детей на добрые дела, общественно важные поступки, а любящие жены напутствуют своих возлюбленных на ратные подвиги.

Все вышеперечисленные методы народного воспитания использовались для стимулирования или оценки деятельности человека, если они вписывались в нормы человеческого общежития. Но, к сожалению, в жизни случались и отклонения от норм народной этики. В таких случаях приходилось обращаться к таким методам, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрек.

Самым действенным методом народного воспитания в этнопедагогике считается личный пример. Любые методы воспитания окажутся не эффективными, если сами воспитатели (родители или учителя) не будут служить примером для подражания.

Указанные методы воспитания не являются набором теоретических умозаключений. Они воплощены в нравственных кодексах многих народов, таких как «Кут-сюр» у якутов, «Адыге-хабзе» у народов Кавказа, в пословицах, поговорках, афоризмах и т.д. и напрямую воздействуют на волю и чувства человека. Они проверены временем и опытом разных народов. В этом заключается их действенность, сила и достоверность.

Источник