Трипольская цивилизация, антропоморфная пластика и её сакральный смысл.
«Тот, кто бесстрашно проникает в глубину, рано или поздно познаёт Истину. Пребывая на поверхности можно лишь наблюдать искажённое отражение того, что сокрыто в глубине. » А.Новых «Аллатра» |
В этой статье будет сделан краткий обзор и анализ трипольской антропоморфной пластики (далее ТАП), или иными словами, антропоморфных изделий из обожженной глины, которые относятся к археологической культуре Кукутень — Триполье (Трипольская культура). Термин «антропоморфный» происходит от греческого слова «anthropomorphos» и означает – имеющий человеческий образ или человекоподобный.
Задача этой работы — ознакомить читателя с вышеупомянутой самобытной культурой, а также всесторонне расширить познания в области такого уникального культурного явления как ТАП. Для этого будет сделан анализ не только с позиции ортодоксальных научных знаний, но также, с позиции сакральных знаний о природе человека, изложенных в книгах Анастасии Новых.
Прежде чем мы приступим непосредственно к анализу ТАП, необходимо дать краткую характеристику обозначенной культуры.
Часть 1. Общая. Трипольская культура.
А) Краткая история открытия культуры.
В 1884 г румынский исследователь Теодор Бурада нашел первые артефакты данной культуры возле румынского села Кукутень. Практически в унисон этому событию в 1893г археолог чешского происхождения Викентий Хвойка также нашел подобные артефакты на территории Киева, который в то время входил в состав Российской империи.
Несколькими годами позже, а точнее в 1896г., В.Хвойка обнаружил такие же артефакты возле села Триполье, что под Киевом. После этого начались системные раскопки и изучение этой культуры. Через определенный период времени, собранные в разных местах артефакты были сопоставлены и ученые пришли к выводу, что все они относятся к одной мега-культуре. Таким образом, исходя из названий населенных пунктов, возле которых были найдены первые артефакты этой культуры, она и получила соответствующее название – археологическая культура Кукутень-Триполье.
Такая официальная версия открытия культуры. Для полноты информации остается лишь добавить несколько малоизвестных фактов. Первый говорит о том, что еще в 1750-е годы на Западной Украине производились раскопки с целью пополнения частной коллекции. Второй факт – в 1822 году была случайно открыта пещера Вертеба в которой, также были обнаружены трипольские артефакты.
Завершая данный подраздел, остается лишь сказать, что на сегодняшний день насчитывается более 4500 пунктов, где были обнаружены какие-либо артефакты данной культуры.
Б) Краткая история открытия цивилизации.
«Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда!» цитируя великого классика, воскликнула известный археолог Татьяна Пассек слушая рассказ военного топографа Константина Шишкина об одном невероятном открытии, которое он сделал в 60-годы на Украине недалеко от Умани. Дело в том, что ей был очень хорошо знаком этот район по раскопкам поселений Трипольской культуры. Изучению данной культуры Татьяна Сергеевна посвятила всю свою научную деятельность – провела множество полевых сезонов на раскопках, написала около сотни научных трудов, защитила кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию по тематике Трипольской культуры. Но сейчас, случилось нечто невероятное. Майор Шишкин утверждал, опираясь на данные аэрофотосъемки, что недалеко от Умани, а точнее в районе села Майданецкое, из воздуха прослеживается контур древнего поселения невероятных размеров. Татьяна Сергеевна слушала рассказ с недоверием потому, что именно в том районе уже была частично изучена группа небольших трипольских поселений. Но что же это за мега-поселение.
Тем не менее, информацию приняли к сведению. Более того, решили провести изучение с помощью магнитной съемки местности, а потом точечно проверить полученные данные раскопками – информация подтвердилась! Оказалось, что та группа небольших трипольских поселений, которые были раскопаны ранее – это не отдельные маленькие поселения, а составляющие части одного мега-поселения, которое занимало территорию около 270га. После этих событий стали уже говорить не просто о культуре, но уже о существовании древней цивилизации.
Позже, археологи открыли и другие подобные мега-поселения, которые были построены по определенному радиальному плану, например такие как: Небелёвка – 300га, Доброводы – 250га, Тальянки – 400га. На сегодняшний день всего известно около 30 трипольских поселений-гигантов площадью более 100га.
Данная история красноречиво говорит нам о том, что в истории ошибочно ставить точку потому, что в любой момент какое-то «случайное» открытие может перевернуть все наши представления о древности!
В) Ареал распространения.
Племена-носители данной культуры вели оседлый образ жизни, а основой их экономики было земледелие, которое было ориентировано на черноземные грунты.
Таким образом, племена трипольцев расселялись строго в рамках так называемого черноземного пояса, протяженность которого от Балкан на Западе до р.Днепр на Востоке. Как видно по карте, ареал распространения культуры частично покрывал территорию трёх современных государств – Румынии, Молдовы и Украины.
Ареал распространения культуры Кукутень-Триполье
Г) Хронология Трипольской культуры.
Так, как культура существовала на протяжении нескольких тысяч лет и на огромной территории, то для систематизации и более удобного изучения, ученые стали выделять такие периоды или фазы:
Информация из «Энциклопедия Трипольской цивилизации» Т.1 К.2004
Эта общая хронологическая таблица основана на данных полученных в итоге изучения артефактов методом радиоуглеродного анализа.
Как развивалась культура по этапам можно посмотреть в следующей таблице, которая составлена уже с учетом калибровки радиоуглеродных дат (для территории Украины):
Даты, годы до н.э.
Триполье, этапы
События
Первые поселения на территории Украины. Первые медные изделия.
Триполье АIII – 1,2
Распространение трипольской культуры на Южный Буг.
Триполье АIII — 3 — Триполье ВI
Рост численности поселений и появление локальных вариантов культуры. Начало производства рисованной посуды. Освоение самородных медных месторождений и начало местной металлургии.
4300 – 4200 — 4100
Триполье ВI — II
Появление первых поселений – протогородов, распространение культуры до Днепра. Первые керамические мастерские, развитие ткачества. Становление трипольской цивилизации.
Период расцвета культуры и развития протогородов. Развитие гончарного ремесла, металлообработки. Специализация в добыче
3600 – 3400 — 3200
кремния на Волыни и на Днестре.
3400 – 3200 – 2750 …
Упадок экономики, протогородов, упрощение социальной структуры, исчезновение гончарного ремесла на большинстве территорий. Появление кочевого скотоводства (усатовский тип) и появление курганов. Трансформация в отдельные локальные варианты и культуры, постепенное исчезновение.
Как видно по таблице что выше, в процессе расселения племен на более обширные территории стали появляться локальные варианты культуры, то есть определенные ответвления, трансформации, местные особенности. Это произошло, как указывают историки, на отрезке развития культуры – Триполье – АIII – Триполье – ВІ. В первую очередь мы можем это проследить по артефактам материальной культуры, которые дошли до наших дней.
Амфора с прочёрченным орнаментом
(Национальный исторический музей Украины г.Киев)
Кувшин с рисованным орнаментом
(Национальный исторический музей Украины г.Киев)
Например, одним из основных источников является керамика. Можно проследить, как она видоизменялась – ее форма, состав глиняного теста и, конечно же, сам орнамент и техника его нанесения. Здесь важно отметить, что с помощью орнамента и знаков его создатели не только фиксировали экономические мотивы своей жизни в те времена, когда письменности еще не было, но также хранили и передавали сакральные знания о структуре человека, природы и мироздания .
Касательно техники нанесения, то в одних поселениях его прорисовывали минерально-восковыми красками по обожженной поверхности изделий, в других же — прочёрчивали по сырой глине. Что любопытно, археологам известны такие случаи, когда в одном поселении часть жителей изготавливали керамику с прочёрченным орнаментом, а другая часть — с рисованным. Это, очевиднее всего, дань своеобразной традиции, которая сформировалась в течении определенного количества времени в определённом локальном варианте.
Здесь вспоминается ситуация, которую пришлось наблюдать, прибывая на Западной Украине, а точнее в Закарпатье. Как известно, данный регион в разные времена находился в составе разных государств, и этот факт оставил свой исторический отпечаток. Там, во многих селах, то есть на территории одной сельской общины, часто даже рядом, может стоять два храма – православный и католический, а может быть еще и третий – униатский. И жители этого села ходят в разные храмы и причисляют себя к разным христианским конфессиям точно так же, как это делали их предки. Но это им совершенно не мешает жить мирно по соседству и вместе трудиться на общее благо своего села.
Кроме трансформаций в материальной культуре, конечно же, происходили и иные изменения, например в языке. Некоторые ученые-лингвисты говорят, что трипольцы позднего этапа с трудом бы понимали трипольцев раннего этапа потому, что язык общения, как и все живое в этом мире, также видоизменяется. Эти изменения происходят, ориентировочно в течении 500 лет. Вспомним, что культура существовала более 2000 лет и, при этом, письменности у трипольцев не было. Очевиднее всего, с течением времени, мировоззрение также претерпевало определенные трансформации. Здесь нужно учитывать культурное влияние племен-носителей иного мировоззрения, которое, в большей степени, проявлялось на пограничье расселения трипольцев, а особенно на границе со степью. Очевиднее всего, на пограничье часто имели место смешанные браки.
Трипольская женщина. Реконструкция антропологического типа.
(Национальный музей истории Украины г.Киев)
Опираясь на артефакты можно сделать вывод, что трипольцы были достаточно доброжелательным и открытым к общению народом, который предпочитал бытовой и культурный обмен, а не войну. Доказательством этому служат предметы, которые были изготовлены на Кавказе. Они были найдены на раскопках трипольских поселений и, очевиднее всего, к трипольцам они попали через кочевые степные народы. В свою очередь, достаточно часто находят и трипольский импорт среди артефактов иных культур (керамика, изделия из кремния и тд).
Таким образом, на сегодняшний день, историки выделяют около 60 локальных вариантов (типов) культуры. Нужно отметить, что эти локальные типы были выделены в контексте всего периода существования культуры, то есть они не функционировали одновременно. Очевиднее всего, одни типы приходили на смену другим, трансформировались из одного в другой, с течением времени и под влиянием определенных жизненных обстоятельств. Соответственно, можно выделить ранние, средние и поздние локальные варианты культуры.
Карта с указанием поздних локальных вариантов (типов) распространенных на территории Украины. (Фото Национальный музей истории Украины).
Д) Итоги по 1-й части.
- культура изучается историками уже более 100 лет;
- трипольцы вели оседлый образ жизни и в экономическом плане занимались скотоводством и земледелием, которое было основано на черноземных грунтах;
- ареал распространения культуры был достаточно обширный, он частично располагается на территории трёх современных стран – Румынии, Молдовы и Украины;
- максимальные временные рамки существования культуры на сегодняшний день можно определить как : начальный этап – 5400 лет до н.э, полный упадок и исчезновение — до 2750 года до н.э. Как видно, культура просуществовала более чем 2,5 тысяч лет. Весь период существования культуры, для удобства изучения, разделен на фазы;
- трипольский орнамент отображал определенное мировоззрение его создателей;
- на сегодняшний день историками выделено около 60 локальных вариантов культуры, на основе этого можно утверждать, что данное сообщество было достаточно неоднородное и разнообразное по своему этническому составу. Но, не смотря на это обстоятельство, это было сообщество, достаточно монолитно скрепленное едиными экономико-психологическими, религиозно-идеологическими и культурными факторами.
Часть 2. Обзорная.
Общая характеристика культуры в первой части была дана для того, чтобы читателю было легче понять такое красочное и своеобразное явление как трипольская антропоморфная пластика, к тематике которой мы сейчас непосредственно перейдем. И сделаем это, также, по пунктам.
А) Происхождение.
Традиция изготавливать фигурки из глины у трипольцев не была уникальным явлением. Ведь она имела своих «родственников» и предшественников в других смежных культурах, которые были распространены в эпоху неолита по соседству с ареалом формирования культуры Кукутень –Триполье, то есть на территории Центральной и Юго-Восточной Европы. Это такие культуры как Турдаш – Винча (5700-4200 лет до н.э.), Лендель (4900-3400 лет до н.э.), Культура линейно-ленточной керамики (5500 – 4000 лет до н.э.), Боян – Караново V (ок. 4000 лет до н.э.) и тд.
Во всех этих изделиях можно не вооруженным глазом проследить схожие, родственные мотивы, заложенные в идею изготовления этих статуэток.
На сегодняшний день, общее количество найденных фигурок по всему ареалу культуры насчитывается около 12 тыс. экземпляров. В Украине – около 3000 экземпляров. Поселения, на территории Украины, на которых были найдены данные артефакты, насчитывают по количеству более 100.
Б) Классификация.
Как уже было отмечено в 1-й части — культура Кукутень — Триполье просуществовала более чем 2,5 тыс. лет. Она, как и всякое явление, за этот период постоянно трансформировалась, проходя в своем развитии через такие стадии: зарождение – становление — развитой период – упадок — исчезновение. Это также отобразилось в появлении различных локальных вариантов культуры (как уже упоминалось, их на сегодняшний день выделяют около 60). Потому такое культурное явление как ТАП также постоянно развивалось и трансформировалось. А также имело свои региональные различия.
Историки и археологи изучают все эти тенденции, анализируют и составляют классификации статуэток.
Например, известный археолог Михаил Видейко отмечает следующее:
«Фигурки на самом деле очень разнятся своим общим видом, позой, жестами, деталями декора. Всего насчитывают более полутора десятков различных образов, воплощённых в трипольских терракотах, в том числе «Богиня-Птица», «Богиня-Змея», «Богиня-Корова», «Оранта», «Мадонна», парные женские божества, «Андрогин», «Воин».
Как развивались основные типы статуэток по периодам можно посмотреть в табличке из Энциклопедии Трипольской цивилизации:
Статуэтка из Усатово
Как видно из этой таблички, с развитием культуры, формы статуэток утончались.
Если на начальном этапе (А) это были широкобедрые женские образы – эта форма свойственна почти всем палеолитическим статуэткам в мировом контексте, то в развитом периоде (начиная с ВІ-ІІ) и на поздних этапах культуры – это уже скорее стройные девы, часто с признаками беременности. Данный признак исследователи связывают с аграрным культом плодородия, который почитался во всех древнеземледельческих обществах.
Различаются статуэтки по половому признаку: женские; мужские, которых найдено существенно меньше чем женских; андрогины (совмещающие признаки обоих полов); детские (например, стилизованная детская фигурка на руках у матери).
Мужские и женские статуэтки из Майданецкого
(хранилище фондов Института археологии НАНУ)
Мадонна с ребенком из Криничек
Фигурка андрогина из коллекции Платар
Касательно андрогинов, то историк и философ Мирче Элиаде предлагает такой вариант пояснения данного явления, что божество универсально и бесполо, потому, в земном плане, можно ожидать у него совмещения признаков обоих полов.
Исследовательница Наталья Бурдо по этому поводу отмечает следующее:
В древней мифологии андрогин – дуалистический персонаж с признаками женского и мужского полов. Он символизирует принцип равновесия двух противоположных принципов (мужское — женское, активное — пассивное), выраженный в антропоморфной кодировке. Двуполость андрогина обусловлена как идеей единства, которое предшествовало разнообразию мира, так и идеей первозданного хаоса и неразделенности мироздания на небо (мужской принцип) и землю (женский принцип).
Различают также статуэтки по позе – стоячие или сидячие. Рядом с сидячими статуэтками, в основном на ранних этапах культуры, зачастую находили стилизованные креслица. Некоторые из них исследователи называют «рогатыми» так, как у них задняя спинка изготовлена в виде рогов с концами направленными вверх.
Данный набор был найден в начале 80-х годов 20 века возле поселка Poduri-dealul Ghindaru, Румыния. Он состоит из 21-й женской фигурки и 13-и креслиц. Все фигурки разного размера, формы и с разным орнаментом, но их можно сгруппировать по определенным признакам. К сожалению, постройка, где находился ансамбль, была раскопана не полностью, а статуэтки находились в слое без контейнера, который мог бы гарантировать целостность данного комплекса. Находка датируется фазой Прекукутень – ІІ. Исследователи интерпретируют данную находку как собрание женщин для проведения какого-то ритуала или сакрального действа. А так, как фигурки разного размера, то, возможно, для проведения инициации или посвящения. Также можно предположить, что женщины собрались для совместной духовной практики. Числовое количество фигурок -21 некоторые исследователи связывают с женским месячным циклом.
Как видно, очень часто при обнаружении подобного набора, целостность сосудов нарушена. Также, часто от статуэток находят лишь их фрагменты. Данное обстоятельство затрудняет возможность установить точное их количество в определенном наборе.
Но известна одна находка, которая позволяет сделать это точно!
Это уникальный набор из поселка Isaia – Balta Popii, Румыния. Находка была сделана в 1999году румынским археологом Д.Монахом. Ансамбль фигурок был найден в целом сосуде с закрытой крышкой. И потому — это настоящий закрытый, целостный комплекс! В этом ансамбле, также как и в первом, представлена 21 женская фигурка и 13 креслиц. Фигурки разного размера и формы, с разным орнаментом. Но их можно объединить в группы по некоторым признакам. Креслица также все разные. Данный ансамбль фигурок, очевиднее всего, олицетворял определенное собрание. Датируют артефакт периодом Прекукутень-III (4750-4600 тыс. лет до н.э.).
Наборы, состоящие из 4-х фигурок, в сосудах были найдены в Галаештах и Бужной.
Как отмечают исследователи, данные наборы, состоящие из женских фигурок, были распространены преимущественно на ранних этапах развития культуры. Точнее в период Прекукутень (5050-4600 тыс. лет до н.э) – Триполье А (4850-4350 тыс. лет до н.э.). С развитием культуры женские наборы c креслицами исчезают и появляются уже смешанные. Это происходит уже с периода Триполье ВI (4350-4050 тыс. лет до н.э.).
В данный период значительно возрастает население трипольской ойкумены. В связи с этим начинает стремительно расти численность и размеры поселений, а также значительно усложняется социальная структура общества. Появляются плотно заселенные регионы. Трансформируется весь комплекс материальной культуры. И как отмечают исследователи, в связи с этими факторами, для трипольских общин становятся актуальными и важными связи местного уровня и ближайшие линии родства. Что и отразилось в ТАП того периода. Не смотря на такие кардинальные изменения в обществе, религиозные представления остаются достаточно стабильными.