Меню

Традиционная народная культура как способ социализации

Народные традиции как главный фактор социализации молодежи в современном обществе

Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях, процесс ее культурной социализации. Использование русских народных традиций в воспитании молодежи: история и современность. Деятельность молодежно-подростковых клубов.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 27.10.2011
Размер файла 74,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения: история и современность

1.1 Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях

1.2 Культурная социализация молодежи

1.3 Русские народные традиции в воспитании современной молодежи: история и современность

Глава 2. Народные традиции, как главный фактор в воспитании российской молодежи

2.1 Русские народные традиции на практике молодежной политики регионов

2.2 Русские народные традиции в воспитании молодежи Волгоградской области

2.3 Методические рекомендации по заявленной теме «Народные традиции, как главный фактор социализации молодежи в современном обществе посредством внедрения в систему современного воспитания с учетом православных традиций»

Список источников и литературы

Актуальность. Современному развитию российского общества свойственны специфические проблемы, как социально-экономического, так и духовно-нравственного характера. При всем том, если экономические трудности видны и находятся как бы под неусыпным контролем социума, то нравственные, культурные, духовные проблемы не лежат на поверхности, но они глубоки и требуют неотложного решения.

Особенно важными являются противоречия в социально-воспитательном процессе молодого поколения россиян. В связи с чем, создание системы духовно-нравственного воспитания молодежи на основе богатого опыта предшествующих поколений, стержнем которого являются народные традиции, на сегодняшний день весьма актуально. К сожалению, явный перекос в сторону сотворения материальных ценностей и их культа, переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений россиян, привели к возникновению феномена бездуховности молодежи. Данная ситуация разрушительна для системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений. Обстоятельства говорят о том, что необходимо переосмыслить опыт в сфере духовно-нравственного воспитания молодого поколения россиян, приобщить его к нынешним условиям, возрождая при этом традиции народа.

Однако в последние годы прослеживаются положительные тенденции в русле обозначенной темы. Например, подростково-молодежные центры успешно используют и развивают элементы народного и православного воспитания. Вполне возможно, что традиционный жизненный опыт может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели.

Новизна работы состоит в попытке провести анализ накопленного опыта в воспитании молодежи предшествующих поколений и разработки методов по возрождению традиций в воспитательных целях для более успешной социализации современной российской молодежи.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Проблемы воспитания подростков и молодежи нуждаются в безотлагательном решении. Многое из положительных моментов можно взять у предыдущих поколений. Накопленный богатейший опыт народных традиций вполне возможно перенести на современную почву. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление социально-экономических реформ.

Объектом нашего исследования является российская молодежь как преемница духовно-нравственных традиций народа.

Предметом исследования — деятельность подростково-молодежных организаций, учреждений образовательной и социальной сферы.

Цель исследования — определить роль народных традиций в воспитании современной российской молодежи.

Из цели, вытекают следующие задачи:

— изучить опыт народных традиций в воспитании подростков и молодежи;

— выявить проблемы воспитания современной российской молодежи;

— рассмотреть особенности народных традиций в качестве методов воспитания молодежи;

— разработать рекомендации по воспитанию, основной составляющей которой являются народные традиции.

Степень разработанности проблемы Отдельные вопросы в области народных традиций социально-педагогической, психолого-педагогической направленности рассматривались следующими авторами: К.Д. Ушинским, И.М. Ильинским, А.И. Ковалевой, В.А. Луковым, Б.Н. Путиловым, Г.П. Блиновой, З.П. Васильцовой, Г.Н. Волковым, И.П. Пидкасистым, Д.Ю. Михайловым, Д.И. Фельдштейном, В.В. Знаковой, Н.М. Зоркой, К.В. Чистовым, В.П. Бахтиной, В.Е. Гусевым, В.М. Василенко, Н.Г. Михайловой, Н.А. Некрасовой, А. Шюцем и некоторыми другими исследователями. Тем не менее, остались темы, которые требуют дальнейшего изучения и разработки.

Методы исследования, используемые при написании работы: анализ литературы по темам, программам, представляющих практическую часть различных молодежных клубов, разработок, методических рекомендаций по системе воспитания молодежи на базе учреждений, реализующих государственную молодежную политику в регионах страны.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические материалы, выводы нашей работы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем по системе реализации народных традиций в социально-педагогическом воспитании молодого поколения. Рекомендации и рекомендации выпускной работы могут быть применены в технологиях по применению для досуговых центров и подростково-молодежных учреждений дополнительного образования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения: история и современность

1.1 Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания — это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юных алкоголиков, беспризорников, это отклонение от норм в поведении — девиантное поведение, и появиться оно может у каждого второго молодого жителя нашей страны. Если не работать с молодым человеком, девиантное поведение может поспособствовать появлению какой-нибудь деструктивной группы, представляющей криминогенный характер и угрозу для всего общего. Агрессивное поведение у подростков стремительно растет: даже девочки сейчас дерутся и снимают проявления совей агрессии и ненависти друг к другу на камеру, выкладывая видео в Интернете. Резко возросло число несовершеннолетних матерей, число абортов в настоящее время составляет на 3 не рожденных ребенка 2 аборта. Наша страна занимает первые места по количеству абортов. Утеряны ценностные ориентиры молодежи, уважение к позитивному опыту старших, их отношению к труду, семье, близким и неблизким людям. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. К сожалению, наше государство лишилось официальной идеологии, общество — морали и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, а в первую очередь — детскому и молодежному, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В 2006 году в своих социологических исследованиях Антонова Л. И. и Цветкова Н. А. сделали следующий вывод: «Это, безусловно, связано с тем, что в 52% семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5%), либо следуют традициям непостоянно (47%). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3%) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа»[1, с. 2]. А почему все это происходит у нас в стране? А потому все происходит, что Россия вступила в период духовно-нравственного кризиса, нет одной общей идеологии, поэтому молодежь между собой разобщена, каждый пытается что-то доказать, но ничего не выходит. В современной молодежи не посеяно зерно старых православных традиций, которые должны выходить из традиций семейного воспитания, все это стерто и только сейчас начинает зарождаться по-новому. Поэтому и нужно нашей молодежи прививать чувство уважения к родителям и их предкам, почитая и возрождая их традиции для того, чтобы они стали «нашими», современными.

Духовно-нравственный кризис порождает опасные с точки зрения морали явления в политике, экономике и социальной сфере страны. Оставлять без изменения духовно-нравственное состояния общества более невозможно, если речь идет о продуктивном осуществлении социально-экономических реформ.

На наш взгляд, в преодолении социального и духовного кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. С этой целью необходимо возрождать самобытную российскую цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Если затронуть сравнить механизм воспитания в стиле народных России и, к примеру, Китая, то можно сказать, что сегодня Китай — это страна, соединившее в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и обычаям этого государства.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. [2, с. 1].

Эта традиция в почете молодых людей и сейчас, отчетливо видно, что молодежь Китая ценит традиции предков и поныне. Видно, что система воспитания молодого поколения в Китае сегодня является эффективной и пользуется авторитетом предков молодых китайцев.

Если провести прямую параллель от современной молодежи Китая и российской молодежи, то можно сказать, что наша молодежь совсем не помнит, и может быть даже не знает и не хочет знать историю исконно русских народных традиций, и более того, смеется над тем, что знают. Об этом нам постоянно нужно разговаривать с молодыми людьми, мотивируя их на почитание русских традициях и связывая их с жизнью.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него таких качеств:

— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

— нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России воспитание традиционно содействовало духовному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления как религиозной, идеологической, так и научной, художественной, бытовой. Это давало русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем.

Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Утеря престижа страны как мировой державы, утрата преимущества в ряде областей науки, техники, искусства, разрушение культурных и исторических ценностей народа России продолжали неблагоприятно сказываться на патриотических ориентациях молодежи. Но период широкого распространения в молодежной среде негативного отношения к своей стране, ее историческому прошлому, пренебрежения патриотическими ценностями и чувствами завершается. Среди молодых россиян постепенно формируется более взвешенный подход к оценке, как прошлого России, так и ее перспектив. Большинство молодежи связывает свое будущее с Родиной, не намерено эмигрировать [3, с. 5].

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Вполне возможно, что традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Пожалуй, для России не нашелся еще другой способ, с помощью которого можно выйти из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

— нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Пожалуй, главнейшими являются:

1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурологического учебного курса.

Читайте также:  Народное средство от седины с коньяком

2. Неподготовленность, как мотивационная, эмоциональная, так и интеллектуальная, большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.

3. Разрушение и кризис в семье. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие — необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

4. Отсутствие согласованности влияния на духовно- нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, православной церкви, государственных и общественных структур.

5. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе.

6. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию.

7. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления.

1.2 Культурная социализация молодежи

Социализация личности — это процесс, обусловленный экономическими, экологическими, политическими, идеологическими и культурными условиями жизни общества [4, с. 42]. И без хорошей стратегии воспитания ни один молодой человек не пройдет успешно процесс социализации личности.

Широкое исследование содержания традиций и обычаев началось с 60-х годов. В те годы было издано немало работ, среди авторов которых можно отметить имена Э.А. Баллера, А.Г. Спиркина, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и др. В исследованиях перечисленных ученых раскрывается социальная природа традиций, обычаев и ритуалов, прослеживается процесс их становления и функционирования, многообразие форм, диалектика единичного и общего, национального и интернационального [5, с. 22].

Главный, существенный признак, который зафиксирован в определении традиции Э.С. Маркаряном, — это опыт [6, с. 7]. Ведь действительно, только посредством передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему, можно получить эффективный результат — вырастить уважающего гражданина страны старые народные традиции, чтящего память предков.

Философский уровень осмысления традиционного и инновационного в обществе требует, как уже отмечалось выше, понимания их природы как явлений, качественно различных, но вместе с тем имеющих одно основание. Таким основанием является не просто социальное время, а именно будущее состояние общества во времени. Инновация, и традиция являются формами движения социума в будущее. Без сохранения достигнутого состояния не было бы никакого прогрессивного развития — и традиция обеспечивает именно эту компоненту общественного процесса в целом, выполняя одновременно консервативную и стабилизирующую функцию, обеспечивая возможность для следующего шага общества в будущее. Однако, вся проблема состоит в том, что будущее при тщательном рассмотрении оказывается вовсе не простым однокомпонентным целым [7, с. 34].

Вся многообразная в своих проявлениях жизнь влияет на развитие личности в ее многогранности. Среди множества факторов, формирующих мировосприятие и мировоззрение человека, выделяется по своей эффективности художественное воспитание, которое особенно с раннего возраста направленно воздействует на создание гуманистических качеств личности.

В системе использования народных традиций в воспитании современной молодежи обобщающие идеи, понятия, идеалы, которые выработало человечество, играют серьезнейшую роль. Порождаемые конкретно-историческими условиями функционирования и развития соответствующих обществ и социальных групп, сложно и многопланово обусловленные народные традиции отражают и выражают реальные взаимоотношения людей определенных социумов и являются важным средством формирования и закрепления нравственных чувств, нравственных норм и привычек, определяющих поведение. Они выступают действенным условием образования эмоционального фона коллективной жизни, на их основе в группах разного уровня складывается своеобразная сеть межличностных отношений, социально-психологических взаимодействий. Именно через народные традиции каждое новое поколение усваивает опыт старших поколений, нормы и принципы поведения, осваивает и «присваивает» социальный мир. Поэтому воспитание подрастающего поколения в народных традициях — одна из важных задач специалиста по работе с молодежью. [3, с. 13]

Известно, что в переломные моменты истории традиции и традиционные ценности обретают особый смысл, прежде всего, становясь нравственной опорой в поисках путей дальнейшего развития общества, государства и человека [3, с. 15]. Смысл традиций в их нормативно-регулятивной функции проявляется в социальной жизни в том, что они позволяют сохранить не только основу, содержательную наполненность тех конкретных исторических форм жизнедеятельности общества, которые их породили, но и специфические формы собственного существования. Это особо значимо и выходит на передний план в наше время. Но одновременно и мистифицирует роль и значение традиции в развитии общества.

Дюркгейм рассматривал воспитание как социальный институт, который «в течение веков и во всех известных обществах» менял свою природу. Он связал воспитание с социализацией и писал по этому поводу: «Общество может существовать только тогда, когда между его членами существует достаточная степень однородности. Воспитание воспроизводит и укрепляет эту однородность, изначально закладывая в душе ребенка главные сходства, которых требует коллективное существование. Но с другой стороны, без известного разнообразия любая кооперация была бы невозможна. Воспитание обеспечивает сохранение этого необходимого разнообразия; при этом оно само дифференцируется и специализируется. Стало быть, в обоих своих аспектах оно состоит в социализации молодого поколения» [8, с. 154]. Дюркгейм также связывает социализацию (воспитание) с подражанием, воспитание для него «не больше, как образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его» [9, с. 454]. Но здесь подражание уже не способность человека, а объективный процесс: «Если моральная среда испорчена, то и сами воспитатели, живущие в этой среде, не могут не быть пропитаны той же порчей. Как же они могут дать тем характерам, которые они формируют, иное направление, отличное от того, которое сами получили? Каждое новое поколение воспитывается предшествующим. Следовательно, данному поколению надо самому исправляться, чтобы исправить следующее поколение. Это заколдованный круг. Возможно, конечно, что время от времени появляется человек, который по своим идеям и стремлениям опережает современников, но не при помощи отдельных личностей пересоздается моральный строй народов. воспитание может реформироваться лишь тогда, когда реформируется само общество» [10, с. 11].

«Социальная адаптация служит логическим итогом глобального процесса социализации, в то время как социализация представляет собой этап становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам для выполнения в последующем той или иной социальной роли. Социальная адаптация, в самом общем виде, раскрывает и уточняет идентичность личности, гармонизируя тем самым смыслы и стратегии ее жизнедеятельности в динамичной, непрерывно изменяющейся социокультурной среде» [11, с. 16].

Идея промежуточного звена — социальной общности — представляется необычайно перспективной. И она во многом уже разработана в целом направлении современной социологии — в социологии молодежи (И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, В.А. Луков, Д.Л. Агранат и другие представители научной школы социологии молодежи МосГУ) [12, с. 10].

Молодежные организации, другие формы объединения молодежи могут быть представлены как социальные общности. Но и в целом молодежь может быть представлена как некая открытая социальная общность, объединенная не только возрастными параметрами, но и функцией носителя процесса смены поколений, и особенностями социализации. Притом что социализация, как она характеризуется в трудах социологов, — процесс, продолжающийся всю жизнь, в период молодости он протекает по специфическим путям и приобретает особые формы. Это позволяет выделить социализацию молодежи в самостоятельный предмет исследования[12, с. 10].

В рамках проблематики социологии культуры, духовной жизни выделена тема «Культурная социализация и самоидентификация личности». Понятие «культурная социализация» зародилось в западной культурантропологии, прежде всего в ее этнопсихологическом направлении («культура и личность»). Одной из отправных точек здесь можно считать работу Рут Фултон Бенедикт «Модели культуры» (1935) [13, с. 55] в которой исследовательница отошла от фрейдистской концепции анализа культуры, представляемой через индивидуальную психологию и психопатологию, и применила социологические методы исследования взаимосвязи личности и культуры.

Ральф Линтон внес вклад в развитие представления о культурной социализации в работе «Изучение человека» (1936), где культура (как «внешняя», доступная наблюдению, так и «внутренняя», включающая культурные установки, эмоции, ценности) понята как совокупность форм поведения, общих для большинства членов общества и усваиваемых в процессе социализации. Концепция «базисных типов личности», разработанная Р. Линтоном вместе с Абрамом Кардинером [14, с. 17] и затем расширенная через введение более частного понятия «статусная личность» [15, с. 26] также стала основанием для выработки представления о культурной социализации.

Клайд Клакхон подробно изучил на этническом материале культурную социализацию, понимаемую им как стандартизацию поведения и жизненных установок («Дети Людей: навахский индивид и его развитие», совм. с Д. Лейтон, 1943 [16, с. 111]).

Ученица Р. Бенедикт Маргарет Мид развила концепцию культурной социализации, сформулировав положение о том, что проблемы наших детей есть порождение нашей цивилизации и особенно двух ее последних столетий, когда, помимо характерного для архаических обществ постфигуративного типа (когда дети учатся у старшего поколения) возникли два новых типа культурной социализации — конфигуративный (где и дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративный (где взрослые учатся также у своих детей). Культура примитивных народов выработала такие механизмы социализации, которые позволяют совершить переход из мира детства в мир взрослых безболезненно в рамках постфигуративной культуры [17, с. 322]. Мы тоже решили взять за основу в своих педагогических мотивах постфигуративную модель социализации молодого поколения на основе передачи традиционной культуры подрастающему поколению.

«Психологическая антропология как междисциплинарное направление исследований отражала желание культурных антропологов проникнуть во внутреннюю психологическую жизнь индивидов, обусловленную их культурной социализацией» [18, с. 5]

Однако в отечественной науке понятие «культурная социализация» еще не вполне установилось. Его нет в 2-хтомной «Социологической энциклопедии», в то время как там помещена статья о политической социологизации (под которой понимается «процесс усвоения личностью определенных политических знаний, ценностей и норм, позволяющих ей ориентироваться в политической жизни общества»[19, с. 448]), оно лишь однажды упоминается без разъяснения в фундаментальном научном и одновременно учебном труде Л.Г. Ионина «Социология культуры» в его новейшей версии [20, с. 120]. В работах, где идет речь о культурной социализации, она преимущественно связывается с народной и другими традиционными формами культуры [21, с. 48].

Исходя из анализирования всех приведенных выше теорий ученых-социологов, можно сделать выводы о культурной социализации словами известного социолога А.И. Ковалевой: «Культурная социализация — двусторонний процесс — постоянной передачи обществом, и — освоения индивидом в течение всей его жизни и, особенно в молодом возрасте через посредство социализационных институтов (языка как средства коммуникации, игровой деятельности, образования, СМИ) культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработки культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, организации досуга, художественных предпочтений — в итоге: формирования культурных картин мира, — позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества. Из различных типов социализации культурная социализация может быть выделена как интегрирующая и дающая основное направление общему процессу социализации» [22, с. 139].

1.3 Русские народные традиции в воспитании современной молодежи: история и современность

воспитание молодежь социализация народный традиция

По мнению А.Н. Афанасьева народная культура — это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.[23, с. 58]

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с внесения изменений в государственную молодежную политику. Необходимое законодательное подкрепление, основа «государственных начал», появление законов, постановлений, которые содержали бы в себе примерную тематику ключевых слов: духовное возрождение культурно-нравственных ценностей русского народа, традиций казачьей культуры основ русской народной педагогики и т. д. И сделать это так, чтобы эти затронутые темы стали очень актуальными, популярными, обратиться к представителям рекламных структур, уж они-то точно смогли бы раскрутить этот «новый бренд» явления массовой культуры. Затем эта политика сразу бы начала распространяться и во все молодежные центры, как главные институты социализации молодежи и уж тогда бы точно изменилось отношение ко всему педагогическому процессу, воздействию на подрастающую личность каждого россиянина. Ведь на этом все и зиждется, вся успешность культуры любого народа заключается в передачи опыта, накопленного веками его предками, вот и патриотическое воспитание ложится в основу народной педагогики, народной культуры русских традиций. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Читайте также:  Какие народные средства возбуждают женщину

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны. Одним словом, почва для воспитания российской молодежи в духе народных традиций подготовлена, тема очевидна. Дело остается за малым: разработать новую систему воспитания и запустить ее механизм.

Не случайно все выдающиеся психологи и педагоги особое внимание уделяли роли и значению выработанных самим народом приемов и средств воспитания. «Успех педагогической деятельности зависит от учета педагогом особенностей национальной психологии, народного ее характера», — указывал К.Д. Ушинский [24, с. 123].

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды — одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа — фольклора [25, с. 58].

Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда [26, с. 11].

Сегодня одним из приоритетных направлений на уровне Правительства России является развитие и поддержка российской культуры. Доказательством этого служит успешно стартовавший в 2007 году Всероссийский проект Фестиваль Фестивалей «Мы едины, мы — Россия».

Целью и задачей фестиваля является повышение роли и значения фольклорных традиций в современной художественной культуре, сохранение наследия мастеров народного жанра, поддержка творческой активности фольклорных коллективов Ленинградской области, выявление новых коллективов и отдельных исполнителей, а также содействие процессу создания детских и молодежных творческих коллективов.

30 августа 2008 года прошел первый фольклорный фестиваль «Рощинское раздолье». На празднике присутствовали фольклорные коллективы из Санкт-Петербурга Выборгского района и Ленинградской области.

Фестиваль завораживал многоцветьем красочных костюмов, русским многоголосьем, живым звучаньем народных инструментов. Те, кто ожидал увидеть на празднике яркое, неординарное, зрелище, не ошибся в своих ожиданиях. [27, с. 5].

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Система обычаев традиций любого народа — это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.[28, с. 107]

Культура традиционная составляет основу народной культуры. Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция — сеть или система связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры» [28, с. 10]. Поэтому современное молодое поколение нужно приобщать к родной культуре, воспитывая его в «стиле русских народных традиций».

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение [29, с. 5].

Нельзя не сказать и о культуре русской кухни и обрядов воспитательного назначения, связанных тесно с ней через различные празднования.

Кухня России, как и культура России, является собирательным образом кухонных традиций народов, населяющих территорию России. К русской кухни часто относят привнесённые блюда сопредельных государств, такие например как пельмени. Среди наиболее известных блюд кухни России можно отметить блины, ватрушки, щи, квасы, морсы и прочие.

Обратимся к культуре свадебного каравая, это очень красивый обряд приготовления, с вложенным в него смыслом, которая сохранилась и до наших дней. Кроме того, в приложении представлены виды вышивки свадебного рушника в русском народном стиле.

В России в различные эпохи появлялась различная российская традиционная одежда. В древности это были разнообразные сарафаны и рубашки [35, там же]. Но для современного европеизированного общества, тем более для молодежи, русский народный костюм подходит больше для проведения культурно-массовых мероприятий, проводивших молодежными клубами и различными центрами досуга.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта, нравственных ценностей являются источники, представленные в музее Российского Этнографического музея «Санкт-Петербург» [30, с. 17]. Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.

Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно, ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал [31, с. 15]. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственное национальное самоощущение»[31, там же].

Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы, и их фольклорное сопровождение — это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта — всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад» [32, с. 26]. Этот принцип является основанием возникновения современной идеи появления молодежных и подростковых клубов, центров, где молодежь воспитывают на возрождении народных традиций с их частичным внедрением в современную жизнь.

Таким учреждением является Государственное образовательное учреждение дополнительного образования для детей, центр «Славянка». Воспитанники школы занимаются в имидж-студии «Шарм», в танцевальном кружке «Жемчужинки», получают навыки искусства выжигания по ткани, занимаются в «Сарафанном клубе», в котором изучают историю и пошив русской национальной одежды, обучаются в Ансамбле «Масленица», занимаются бисероплетением в кружке «Малахитовая шкатулка», обучаются актерскому мастерству. За 15 лет работы центра вышли в жизнь несколько поколений выпускников, причем после красивого обряда «Посвящение в славянки». Кроме того, «Славянка» является организатором ежегодной выставки «Диво дивное», которая ежегодно проходит в городе-герое Волгограде.

С 1 по 12 марта 2010 года в помещении выставочного зала Волгоградской областной филармонии состоялась 17-я областная выставка декоративно-прикладного творчества «Диво дивное-2010», в котором приняли участие представители разных молодежных клубов, занимающихся с детьми и подростками по возрождению традиций русского прикладного искусства. Выставка экспонировала изделия декоративно-прикладного творчества: вышивку, лоскутное шитье, вязание, плетение, резьбу, роспись по дереву, металлу, ткани, кружево, керамику, игрушки, чеканку, ковроткачество и др.

В старом крестьянском быту (ровно, как и в современном) жизнь человека развивалась циклично — рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть [32, с. 37]. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: календарно-земледельческого круга и социальные или семейно-бытовые.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Святки — зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения — «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) -15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей: встреча (понедельник), разгул или перелом в так называемый «чистый» четверг и прощание.

Масленицу встречают шествием, напоминающем карнавал: толпы людей, веселых, крикливых, идут и едут на санях. Встречающие несут противни, сковороды, ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди несут масленицу — соломенное чучело, одетое как женщина. Её водружают на ледяной горе, с которой катаются на санках. Её проводы — комическое представление, пародирующее похороны. Масленицу вывозят за село и сжигают.

Масленица изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:

Наша масленица годовая,

Она гостика дорогая,

Она пешая к нам не ходит,

Всё на комонях разъезжает,

Чтоб коники были вороные,

Чтобы слуги были молодые.

Исполнители масленичных обрядов своеобразно «заклинали солнце» и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее «разгорание». Традиционными стали катание «по солнцу», по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была как бы символическим «знаком» солнца.

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе. Праздником праздников называют в Брянске — Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из глубины веков. Прежде всего, это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христова. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник, который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или Егорьев день, покровитель скота.

Естественно, что с течением времени многие праздники видоизменялись. Обряды рождения и детства, роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Изучая систему традиций русского народа, считаем необходимым условием обратиться к отдельным средствам народной педагогики можно отнести отдельные элементы фольклора русской народной культуры: пословицы; загадки; игры; народные песни; частушки.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа.

Читайте также:  Народные средства для больных коленей

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Народные игры — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам [33, с. 2].

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Например, Игра «Поводырь». Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд.

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней — любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал — «Можно открыть глаза». Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются. Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется. Т. е. в этой игре хорошо можно увидеть решение проблемы выбора будущей избранницы.

Хоровод — древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Встречается у многих народов.

Девичий хоровод — условное название одного из видов девичьих смотрин, своеобразная выставка невест в русской деревне. Девушки на выданье выходили днем на улицу показать себя и свой наряд, становились кругом. Их стояние не всегда сочеталось с песенно-игровой [33, с. 1].

Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая — что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти.

Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам.

Песня — сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен — эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Частушка — короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. А еще песня является неотъемлемым элементом народных гуляний-празднеств.

В Волгограде прошел X Всероссийский конкурс-фестиваль народного искусства имени Лидии Руслановой. На несколько дней концертный зал института искусств имени Серебрякова вернулся в прошлое. Фольклорные, и инструментальные ансамбли, и солисты-вокалисты, и солисты-инструменталисты, и мастера прикладного искусства, да еще со всей России: Москва, Тула, Ставрополь, Астрахань, Барнаул, Вологда, Волгоград показали свое мастерство в исполнении элементов народной культуры: песен, частушек, плясок, хороводов и прочее [34, с. 15].

Источник



«Традиционная культура и социализация ребёнка в современном мире»
статья на тему

Совместная, коллективная деятельность, сотворчество, развивает взаимопонимание, учит человека слышать других людей и надеяться быть услышанным ими, учит оказывать помощь и быть уверенным в поддержке, помощи других, учит умению жертвовать, уступать в пользу товарищей единомышленников – всё это в совокупности даёт осознание принадлежности к коллективу, обществу.

Скачать:

Вложение Размер
traditsionnaya_kultura_i_sotsializatsiya_rebyonka.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

(из опыта работы детской фольклорной студии «Жаворонок»)

педагог дополнительного образования.

В последние десятилетия, как свидетельствуют социальные исследования, в нашем обществе (как и во всём мире) наблюдается рост национального самосознания. Обращение к национальной истории, культуре, потребность людей в этнической идентификации, свидетельствует о растущем противодействии российского общества засилью чужой культуре, массовому духовному обезличиванию.

Выдающийся русский историк И.Е. Забелин заметил, что «светоч русофильства неизменно разгорался сильнее, как скоро жизнь делала поворот к собственному обновлению». И русское общество, оказавшись в духовном тупике, по его словам, неоднократно обращалась к народной культуре, своим традиционным ценностям. Так как общеизвестно, что русская традиционная (народная) культура хранит, в широком смысле слова, совокупность результатов практической и духовной деятельности всех социальных групп, образующих этнос или нацию; а в узком смысле – коллективное культуротворчество воплощённое в фольклоре, традиционном искусстве;

Мы знаем, что совместная, коллективная деятельность, сотворчество, развивает взаимопонимание, учит человека слышать других людей и надеяться быть услышанным ими, учит оказывать помощь и быть уверенным в поддержке, помощи других, учит умению жертвовать, уступать в пользу товарищей единомышленников – всё это в совокупности даёт осознание принадлежности к коллективу, обществу. Традиционность, в данном контексте, представляет не только способ коммуникации, но и качественный аспект культуры.

Известно, что процесс освоения фольклора носит рецептивный (т.е. подражательный) характер. Иными словами, «из уст в уста», через повтор или игру, в которой участвует и педагог и ученик, происходит очень важный процесс взаимопонимания, сотворчества, рождающий чувство сопричастности к общему делу.

Подобно многим творческим коллективам, занятым реконструкцией локальных традиций, руководители фольклорной студии «Жаворонок» ставят своей целью комплексное изучение национального наследия. Данный интерес обусловлен высокохудожественной природой народного творчества и чувством любви к своей национальной культуре. Возникающие вопросы интерпретации фактов народной культуры, привели к пониманию изучения этнического контекста. Поэтому, с детьми групп разного возраста еженедельно проходят встречи в музее Этнографии и регулярные занятия содержат не только танцевально-певческий практикум, но также мастер-класс по народной игрушке, совместному (с родителями ученика) изготовлению праздничного костюма.

Принципиальным положением является календарная направленность работы коллектива. Через подлинные предметы крестьянского быта, связанность народного календаря с мифологическими образами, воспитанникам объясняют не только мировоззрение предков на окружающий мир, но и смысловую направленность традиционных обрядовых действ, духовную взаимосвязь прошлого с настоящим. Например, ученику легко понять смысл обрядовых действий коляды, масленицы, закликания весны. Он готов помочь – сделать своими руками снеговика или чучелко масленицы, и всем вместе весело совершить определённое действо в определённое время, обходить дома друзей, соседей, родных с добрыми пожеланиями и пением поздравительных песенок – колядок. А участие старших в таких действах, становится младшим примером для подражания.

Образность детского мышления, направленность коллективного творчества на созидание, положительный результат, хранится в фольклоре – вспомните героев русских сказок, мотивацию их поведения и достигнутый результат. Всё это помогает ребёнку принять и усвоить традиционные культурные ценности – понимание Добра, Свободы, Совести, Соборности, Жертвенности, Коллективизма, Красоты …– а значит и социализироваться. Маленький человек, принимая и пропуская через себя традицию своего народа, постепенно формирует фольклорное сознание, то есть в нём формируется совокупность представлений, образов , идей представленных в народных сказках, песнях, играх, праздниках и т.д. На основе фольклорного, постепенно формируется и этническое самосознание как «прочувственное бытие». В этом процессе воспитанники получают, образно говоря, духовную прививку от привнесённых чуждых культурных

ценностей и норм (индивидуализма, жестокости, безнравственности, себялюбия, т.д.).

Конечно, в этом деле велика роль родителей. В каждом коллективе есть молодые, инициативные родители, готовые принять участие в творческой работе коллектива. Очень важно определить их и заинтересовать. Такие люди есть и в фольклорной студии «Жаворонок».

«Родительский комитет» активно участвует в концертных поездках по городам России, в дни народных праздников организует коллективное гуляние. В таком общении, где ясна цель и общий интерес, царит взаимопонимание и «взаимовоспитание» – младшие дети стремятся подражать старшим, а старшие – внимательно заботятся о младших. Участвуя в совместной творческой работе, дети духовно ярче раскрываются, демонстрируя свои, порой, скрытые таланты, быстрее социализируются и, как показала практика, становятся устойчивее к жизненным испытаниям и более успешно учатся.

«Воспитание этнического самосознания, – подтверждает видный российский искусствовед А.Ф.Некрылова, – определяет создание условий для усвоения общечеловеческих, национальных и культурных ценностей, формирования патриотизма и политической культуры, активной гражданской позиции у молодежи».

На наш взгляд, в фольклорной студии, должно стремиться к тому, словами В.Г.Белинского, что «русский человек, выслушав от татарина сказку, пересказывал её потом совершенно по-русски, так что она выходила запечатлённою русскими понятиями, русскими взглядами на вещи, русскими выражениями».

Значит ли это, что всем детям надо изучать свою национальную культуру? На наш взгляд, да, это необходимо. Подобно тому, что всех детей надо обучать музыке и танцам, важно не забыть о своей традиционной культуре, способствующей развитию русского языка, сохранению национальных этических норм и духовных ценностей.

Наш опыт показал, что увлечённость и компетентность руководителя при активном участии родителей, хорошо воспринимается воспитанниками студии, что служит залогом успешного их вхождения в жизнь.

В родительской благодарности, выраженной в Контакте после юбилейного концерта студии, написано: «Такой багаж жизненных и творческих знаний они от вас получили! И результат – дети стали понимать и любить русскую культуру!».

И ещё – давно замечено, что тот, кто ценит и хранит культуру своего народа, уважительно относится к культуре и других народов.

Источник