Меню

Тема по обж лечебные травы



Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Пояснительная записка

«Лесная аптека» (Лекарственные растения» ) – урок проходит в форме объяснительно-иллюстративной беседы-диалога с элементами обсуждения по ОБЖ 6 класса, включающий в себя презентацию powerpoint, видеоролики и конспект плана урока составлены Лях В.И., работающей в МКОУ Бочанихинской ООШ. Урок имеет большое значение, как в образовательном плане, так и в воспитательном, так как дети, узнавая про лечебные свойства трав, одновременно понимают, что здоровье лучше беречь, чем восстанавливать. На уроке основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе тема лекарственные растения весьма интересна и к проведению рекомендована[7].

Растения лекарственные в презентации

Powerpoint формат мы используем часто, потому что презентации, создаваемые в этой программе, очень удобно использовать, например, на уроке ОБЖ, внеклассных мероприятиях. Многие дети участвуют в сборе лекарственных растений: или по школьной программе воспитания, или по собственному желанию[6].

Скачать:

Вложение Размер
Разработка урока 423.5 КБ
Приложение к уроку 31 КБ
Приложение к уроку 39.5 КБ
Приложение к уроку 70.5 КБ
Приложение к уроку 216 КБ
Приложение к уроку 59.5 КБ
Приложение к уроку 27 КБ
Приложение к уроку 37 КБ
Приложение к уроку 55.5 КБ
Приложение к уроку 34 КБ
Приложение к уроку 26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –

Бочанихинская основная общеобразовательная школа

Урок ОБЖ в 6 классе по теме:

Составила: Лях Валентина Ивановна,

  1. Пояснительная записка.
  2. Введение.
  3. План – конспект урока.
  4. Презентация к уроку.
  5. Приложения.
  6. Видеоролики.
  7. Физминутка (Физминутка мелодия для отдыха).
  8. Список литературы.

«Лесная аптека» (Лекарственные растения» ) – урок проходит в форме объяснительно-иллюстративной беседы-диалога с элементами обсуждения по ОБЖ 6 класса, включающий в себя презентацию powerpoint, видеоролики и конспект плана урока составлены Лях В.И., работающей в МКОУ Бочанихинской ООШ. Урок имеет большое значение, как в образовательном плане, так и в воспитательном, так как дети, узнавая про лечебные свойства трав, одновременно понимают, что здоровье лучше беречь, чем восстанавливать. На уроке основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе тема лекарственные растения весьма интересна и к проведению рекомендована[7].

Растения лекарственные в презентации

Powerpoint формат мы используем часто, потому что презентации, создаваемые в этой программе, очень удобно использовать, например, на уроке ОБЖ, внеклассных мероприятиях. Многие дети участвуют в сборе лекарственных растений: или по школьной программе воспитания, или по собственному желанию[6].

Раздел: преподавание ОБЖ

Продолжительность занятия: 45 минут.

  1. познакомить с историей использования лекарственных растений;
  2. расширить знания детей о лекарственных растениях Новосибирской области и способах их применения человеком;
  3. выяснить правила сбора лекарственных растений;
  4. продолжить знакомство со способами укрепления здоровья;
  5. развивать экологическую культуру школьников.
  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках ОБЖ, природоведения и биологии;
  • продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой через поиск; дополнительного материала, фактов к теме урока;
  • формирование у учащихся практических навыков и умений;
  • использования различных лекарственных растений для оказания медицинской помощи на природе;
  • воспитывать у учащихся чувство стремления к здоровому образу жизни, и бережное, доброе отношение к природе;
  • вовлечение в словарный запас биологических и экологических слов и выражений;
  • развитие коммуникативных навыков и осуществление межпредметных связей.
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие образного мышления;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие восприятия;
  • повышение самооценки, снижение тревожности.
  • Воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений;
  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • самореализация личности подростка в коллективе через внешкольную деятельность (опережающее задание).

Учебно-наглядный комплекс: тетради, учебник, компьютерная презентация, видеоролики.

Форма работы на занятии: групповая и индивидуальная, занятие проходит в форме объяснительно — иллюстративный беседы-диалога с элементами обсуждения.

Методы, используемые на уроке: слово учителя, поисково – проблемный, групповой, фронтальный, индивидуальная работа, наглядный, репродуктивный.

использовать различные лекарственные растения для оказания медицинской помощи на природе;

уметь определять лекарственные растения от ядовитых;

знать применение лекарственных растений.

Microsoft Power Point, Word.

  • подбор по данной теме научно-методической литературы (список прилагается);
  • подбор детских художественных произведений по данной теме (список прилагается);
  • сбор произведений устного народного творчества (загадок, народных пословиц и поговорок);
  • составление кроссворда “ТРАВНИК”;
  • разработка конспекта “Лесная аптека»;
  • подготовка отдельных учащихся с выступлениями по теме урока.

«Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств. »

изречение древнебуддийских медиков.

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня[1].

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ»[5].

План – конспект урока

Организация начала урока

2. За активное участие на уроке, за опережающее задание каждый получит оценку.

3.Настроение – цветовой тест — итоги)

Желтый цвет – радость, хорошее настроение.

Красный цвет — готов добиться успеха.

Синий цвет – спокоен, удовлетворен

Черный цвет — боюсь, настроения нет.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши)

II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель: « …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю. « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной» [11].

-Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

( Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать. Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести .)

Учитель: ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны»

Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе. К травам, и получали исцеление! Травы – могущественны! Нужно только умело ими пользоваться. Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в лекарственных растениях содержатся такие вещества, синтезировать которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств. В начале XXI века при таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой активной рекламе по телевидению и в средствах массовой информации человек совсем забыл о том, что аптека – то у него под ногами[11]..

Как не стыдно человеку
Чуть чего бежать в аптеку.
Ты прими хоть сто пилюль.
Все равно здоровья нуль.
Зато у матушки-природы
Полным-полно других даров
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и небосводы.
И ты практически здоров.

Повторение пройденного материала прошлого урока: «Аптечка». Отвечаем на вопросы:

Сначала ответьте на мои вопросы.

Что нужно взять с собой отправляясь в поход? (Ответы детей…,… аптечка)

Как называются растения, которые помогают нам лечиться?

А как еще можно назвать эти растения?

Дети: Зеленая аптека или лесная аптека.

(отвечают на вопросы)

Отвечают на вопросы

изучение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: «Лесная аптека»

Сегодня как вы уже поняли, на уроке мы с вами поговорим о разнообразии, пользе и применении лекарственных растений. Я расскажу вам о тонкостях сбора целебных трав, времени их обработки и хранении, а так же мы обменяемся рецептами народной медицины.

(приложение 1, Слайд 1 ).

Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно сделать проверочную работу”. На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. Изучение нашей темы мы начнём с просмотра (видеоролика «Атлас лекарственных растений» [14].

Учитель: (приложение 1 ,Слайд 2 ).

Эпиграф нашего урока:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Лечебные травы собирали специальные люди, чтобы узнать, как называли этих людей[5]..

(Давайте, решим кроссворд)

Разгадываем сканворд – загадку (приложение 1, Слайд 3). Загадки к кроссворду (приложение 2).

В народной медицине с давних пор используются различные растения. В древние времена многие считали, что лекарственные растения, а также люди, лечившие ими, наделены сверхъестественной силой. В Древней Руси были травники или травознаи, которые без науки пытались проникнуть в тайны природы. Травников любили и уважали в народе, слагали о них песни. Слайд 4 — 5 (приложение №3).

1. Но давно ли мы знаем о лекарственных растениях? Откуда они появились? Кто их открыл? (приложение 1, слайд 4,5).

Оценка 1-ому докладчику и ответ на вопрос: Когда в России появилась первая аптека?

Существовали книги-травники, в которых были собраны сведения о свойствах трав. Много в них было фантастического и даже вредного, но много было и полезного, подсказанного наблюдательностью, народным опытом.

Слайд 7 (приложение №5)

Особое значение стали придавать лекарственным растениям со времён Петра I. Позднее многие народные лечебные средства получили правильное научное истолкование и применяются в современной медицине.

(Слайд 8) (приложение №6)

2. Какие лекарственные растения вы знаете? Для лечения, каких заболеваний они применяются? (ответы детей)

3.Назовите, какие лекарственные растения растут в нашем лесу? (ответы детей)

4. Лекарственные растения Новосибирской области (приложение 1, Слайд 9-17 ) [15].

В производстве лечебных средств используется 200 с лишним видов растений. Из них вырабатывается более 30 процентов лекарств. В Новосибирской области ведётся сбор около 100 лекарственных растений. Сейчас уже заметно истощение некоторых видов когда-то многочисленных растений («любка» двулистная, валериана лекарственная, авран лекарственный, баранец обыкновенный, девясил высокий и др.), поэтому многие из них занесены в «Красную Книгу» и охраняются законом. Далее приводятся примеры и небольшая характеристика таких растений.

После сообщений ответьте на вопрос: почему некоторые лекарственные растения Новосибирской области занесены в «Красную книгу»? ( Слайд 18,19)

5.Вопрос: Всегда ли можно применять лекарственные растения, не посоветовавшись с врачом? Почему? Ответы детей.

Рассказ о том, что лекарственные растения могут представлять и серьезную опасность (приложение 1, Слайд 20-22 ).

Прежде чем воспользоваться рецептами народной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом!

Ответ на вопрос: почему перед применением лекарственных растений надо обязательно советоваться с врачом?

6. Вопрос: А вы знаете, как правильно заготавливать лекарственные растения:

Заготовка лекарственных растений.

Сбор и заготовка лекарственных растений связана с определенными трудностями. Несведущему человеку, отправившемуся за целебными травами, недолго нанести им и вред или собрать недоброкачественное, а то и ядовитое сырье. Качество лекарственного сырья также зависит не только от искусства сборщика, но и от времени года, атмосферных условий и ряда других факторов. Кроме того, среди лекарственных растений немало и таких, которые, ввиду их малочисленности, необходимо тщательно оберегать. При сборе лекарственного растения следует учитывать, какая именно его часть используется во врачебных целях и как производить сбор, чтобы не уничтожить заросли. Пренебрежение этими правилами может привести к полному исчезновению некоторых растений в данной местности (приложение 1, Слайд 24-25 ).

7. Обзор литературы по данной теме: «Книги о лекарственных растениях» (приложение 1).

8. Вопрос: А как еще можно применять лекарственные растения?

Ответы детей: для приготовления лечебных чаев, различных добавок к еде и т.д [2].

В некоторых кухнях народов мира лекарственных растения используются в пищу (приложение 8)

Учитель рассказывает о том, что лекарственные растения применяются не только для лечения, но и как вкусовые добавки к пище. ( Слайд 27-29)

Многие из лекарственных растений являются замечательной пищей. Собирают цветы до обеда, когда они только начинают распускаться. Цветки используют как пряную, вкусовую, лечебную добавку для чая, супов, соусов. Во Франции, например, очень популярны фиалковое желе, желе из розмарина, конфитюр из лаванды и прочее[8]. (Правила сбора лекарственных трав – приложение 7)

Лук, чеснок, чабрец, тмин, укроп и т.д. Зверобой. Пряная приправа для рыбных блюд, из него также варят чай и другие, полезные для здоровья напитки.

Иван-чай. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы, чай

9. Приготовление лекарственного витаминного чая — семейный рецепт. (приложение 9).

Оценки докладчикам и ответ на вопрос: почему полезно пить такой чай?

Запись в тетради даты и темы урока .

Просмотр видеоролика (по щелчку на слайде№1)

Учащиеся рассказывают о секретах Авицены.

Учащиеся рассказывают о первом издании медицинской энциклопедии Авл Корнелий Цельс.

Учащиеся рассказывают о Жак Картье французском мореплавателе, изучившем многие лекарственные растения.

Учащиеся рассказывают об Аптекарском огороде.

Слушают, делают необходимые записи в тетради (лекарственные растения НСО).

Физминутка — мелодия для отдыха слайд №9

Просмотр видеоролика (по щелчку на слайде№14)

Учащиеся рассказывают о лекарственных растениях родного края (приводят примеры, какие лекарственные растения занесены в «Красную книгу»

Учащийся рассказывает, что необходимо учитывать при заготовке лекарственных растений.

Обзор литературы по данной теме делает учащийся или библиотекарь.

Учащийся рассказывает об использовании лекарственных растений приготовления лечебных чаев.

Представляет семейный рецепт приготовления фиточая.

Памятку самостоятельно читают и вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.

Первичное закрепление знаний.

Проверочная работа «Проверь себя» по пройденной теме (приложение 1, слайд 30).

Этап рефлексии (приложение 1, слайд 31)

Закончить фразу: «Я буду помнить о том…», «Я научился…».

Ответы. Взаимопроверка (если в бумажном варианте, приложение10).

Учитель подводит итог урока (приложение 1, слайд 32-33), выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю.

Информация о домашнем задании .

Домашнее задание: (приложение 1, Cлайд 34 )

  1. Составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения иммунитета.
  2. Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений;
  3. Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о лекарственном растении.

Записывают в дневник и тетрадь.

1. Асеева Т.А., Блинова К.Ф., Яковлев Р.П. Лекарственные растения тибетской медицины. – Новосибирск: Наука, 1985. – 160с.

2. Базаров Э.Г., Асеевой Т.А. «Вайдурья-онбо» — трактат индо-тибетской медицины. – Новосибирск: Наука, 1984. – 117с.

3. Зорина Т.Г., «Школьникам о лесе», 2 издание, доп., Лесная промышленность, 1971г.

4. Зотов В. «Лесная аптека» — «Вороний глаз» — аудиозапись, интернет-ресурс

5. Крылова Г.В., Козакова Н.Ф., Лагерь А.А. Растения здоровья. – Новосибирск: Обл. книж изд-во, 1989. – 303с

6. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, АСТ, 2009 год.

7. Максиняева М.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками», Москва «Сфера», 2004 год

8. Минаева В.Г. Лекарственные растения Сибири. – Новосибирск: Наука, 1997. – 368с.

9. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, 2003 год.

10. Телятьев В.В. Полезные растения Центральной Сибири. – Иркутск: Вост-Сиб. книж. изд-во, 1997. – 398с.

11. Трескунов К.А. Очерки клинической фитологии и фитотерапии. – М., 2005. – 226с.

12. Картинки, анимации, gif-рисунки — Интернет-ресурсы.

13. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Атлас лекарственных растений

Предварительный просмотр:

Загадки для кроссворда

1. Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)

3.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

2. В лес уходили — здоровыми были,

А вернулись обратно в синяках да в пятнах.

Не дрались, не падали, собирали ягоду. (Черника)

6.Вырастает, где придётся,

И кусается, и жжётся.

3. Стоит в саду кудряшка — белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?

7. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

4.Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник)

Предварительный просмотр:

Приложение №3

Авиценна. Наверняка это имя слышал каждый, его называют «бессмертным великим мыслителем Востока». Но скорее всего, мало кто знает подробнобности о жизни и деятельности Авиценны. Абу-али Ибн Сина Авиценна (980—1037) — персидский ученый, врач, философ, музыкант; он был одержим исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний, отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Душа Вселенной — истина. Нельзя желать, чтобы вокруг все было так, как было. Унять вращающийся круг, какая может сила? Слепой не видит солнца, даже глядя на небо. Так и для невежды смысл истины скрыт за семью замками. (Авиценна)

Авиценна изучал логику, геометрию, метафизику, философию, астрономию и другие естественные науки, но в первую очередь медицину. За неполные 57 лет Авиценна преуспел в 29 отраслях знания, а его вклад в развитие врачебной науки трудно переоценить. Согласно распространенной версии, термин «медицина» произошел от латинизированного «мадад Сина» (в переводе – исцеление от Сина) или от сокращенного «метод Сина.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня. (Авиценна)

Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов. Сегодня известно около 5000 болезней, но в современной медицине очень часто применяемые медикаменты разрушают иммунитет и сопротивляемость организма. Тогда как Ибн Сина серьезно задумывался над восстановлением природного баланса и утверждал, что внешне проявившаяся болезнь обязательно имеет внутренние причины, а симптомы свидетельствуют о действии собственных сил организма, проявляющих эти признаки, и искал способы их стимулирования к борьбе с недугом. Если болезнь определить затруднительно, то не вмешивайся и не торопись.

Если заниматься физическими упражнениями — нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима. ( Авиценна)

Авиценна определял недуг по цвету кожи и мочи больного, разработал целое учение о диагностике по пульсу: «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный, мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой. »

Три оружия есть у врача: слово, растение, нож. Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва . Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи. (Авиценна)

Авиценна оставил ценные записи о более чем 800 растениях с описанием их воздействия на организм человека. Он детально описал различные формы массажа, мануальной терапии и разработал фруктовую диету.
Авиценна прописывал лечение цветом в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. В составленном атласе им описана зависимость между цветом, темпераментом и здоровьем человека.Ибн Сина жил в неспокойную эпоху, и такой же переменчивой была его жизнь: годы благополучия сменялись годами скитания. Уже в детстве Авиценна проявлял необыкновенные способности. К десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить эмира Бухары, и ему удалось правильно поставить диагноз и облегчить страдания больного. В знак благодарности эмир разрешил молодому врачу пользоваться дворцовой библиотекой. В этой библиотеке, одной из богатейших на Востоке, Ибн Сину проводил целые дни, знакомясь с сочинениями учёных древности. В 18 лет он переписывался с крупнейшими учеными Востока по вопросам физики, философии и астрономии. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».После падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма, где его стали называть «князем врачей». В 1008 г. он отказался поступить на службу к султану Махмуду Газневи, и его благополучная жизнь сменилась годами скитания.

И счастье тот познал от суеты,
Кто на мученья шел во имя правоты. (Авиценна)

Предварительный просмотр:

Приложение№4

Авл Корне́лий Цельс

( лат. Aulus Cornelius Celsus , ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) — римский философ и врач . Оставил после себя около 20 книг по философии , риторике , праву , сельскому хозяйству , военному делу и медицине . В трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене , диететике , терапии , хирургии и патологии . Заложил основу медицинской терминологии . Ввёл в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов. В психиатрии известен как автор термина « делирий ». Обладая обширной эрудицией, приобретённой усердным изучением греческих источников, Цельс составил обширную энциклопедию («Artes»), охватывавшую собой философию, риторику, юриспруденцию, сельское хозяйство, военное искусство и медицину. Сохранился только отдел о медицине в виде трактата в 8 книгах («De medicina»), излагающего диететику, патологию, терапию и хирургию на основании греческих источников, преимущественно Гиппократа и Асклепиада . Хирургия изложена отчасти и на основании собственной практики. Это единственное медицинское сочинение, дошедшее до нас от лучших времён римской литературы . За чистоту и изящество языка Цельса называют Цицероном среди врачей.

Предварительный просмотр:

Жак Картье́ ( фр. Jacques Cartier ; 1491 , Сен-Мало — 1 сентября 1557 , Сен-Мало ) — французский мореплаватель, положивший начало французской колонизации Северной Америки . Совершил три экспедиции к её берегам и стал первым европейцем, описавшим и нанёсшим на карту залив Святого Лаврентия и берега реки Св. Лаврентия и землю, которую он назвал «Страной Канад». При этом изучил много лекарственных растений, применяя их в своих долгих экспедициях.

Наряду с Каботом и Шампленом считается одним из главных первооткрывателей Канады .
Точная дата рождения Жака Картье неизвестна, он родился между 7 июня и 23 декабря 1491 года в порту Сен-Мало на северо-восточном побережье герцогства Бретань [1] . Сын Жаме Картье и Жесслен Жансар ( фр. Jesselin Jansart ) [ источник не указан 634 дня ] . О ранних годах его известно мало. В апреле-мае 1520 года он заключил брак с Катрин, дочерью коннетабля Жака де Гранша [1] .

По предположениям некоторых исследователей, Картье сопровождал флорентийского исследователя Джованни да Верраццано , неформально приглашённого королём Франции Франциском I исследовать восточное побережье Северной Америки в 1524 году. В ходе этой экспедиции Веррацано исследовал побережье от нынешней Южной Каролины до Новой Шотландии , включая прибрежные острова. Во время другой экспедиции они дошли до берегов нынешней Бразилии . В подтверждение участия Картье указывают на его отсутствие во Франции во время экспедиций. В то же время, несколько сомнительно участие бретонского моряка в экспедиции, отплывшей из Нормандии . Не упомянут он и среди членов команды корабля «Дофин» [1] .

В 1532 году Герцогство Бретань было формально объединено с Францией. Картье был представлен королю Франциску I Жаном ле Вёнёром , епископом Сен-Мало и аббатом Мон-Сен-Мишель , в Мануаре де Брионе. Ле Вёнёр сообщал о путешествиях к Ньюфаундленду и Бразилии в доказательство способности Картье «вести суда к открытию новых земель в Новом Свете » [1] . Картье поделился с королём своими замыслами попытать счастье в исследованиях Запада; он поставил себе целью найти дорогу в Индию и Китай .

Первая экспедиция Картье прошла при содействии Франциска I в 1534 году . Он исследовал берега Ньюфаундленда и атлантическое побережьем Канады и Залив Святого Лаврентия . Картье осуществил ряд контактов с местными индейцами и вернулся на родину осенью с двумя из них, родственниками вождя Доннаконы, на борту. Картье не смог обнаружить ряд проливов, а также считал острова Мадлен частью материка. Тем не менее, экспедиция был признана успешной, и уже 30 октября 1534 года он получил 3000 ливров на подготовку второй экспедиции [1] .

Вторая экспедиция, которая продолжалась 14 месяцев в 1535—1536 году, занималась исследованием реки Святого Лаврентия. Во время зимовки в форту около селения ирокезов Картье составил справочник, описав в нём быт и обычаи индейцев, растительный и животный мир. Возвращаясь из плавания, он был уверен что нашёл проход в Азию, к волшебной стране Сегеней, где много золота, рубинов и других сокровищ. Картье решил взять вождя Доннакону во Францию, чтобы он смог лично рассказать королю об этой стране. Доклад был принят благосклонно, и Картье был дарован один из кораблей второй экспедиции, Grande Hermine . Однако, новой экспедиции помешала Итальянская война (1536—1538) [1] .

За время вынужденного перерыва Картье участвовал в защите Джеральда Фитцжеральда , вождя одного из ирландских кланов. По одним данным он принимал участие непосредственно в подготовке бегства Фитцжеральда из Ирландии, по другим, встречал его в порту Сен-Мало [1] .

17 октября 1540 года Франциск I приказал Картье вернуться в открытые им земли с целью начать их заселение. Предполагалось, что колонизацию возглавит Картье, получивший даже благословение из Рима . Ему было приказано взять из тюрем 50 заключённых и продвигаться с ними в новые земли Канады, Ошелаги и Сагенея. Через три месяца новый королевский приказ назначил руководителем экспедиции, ответственным за колонизацию, придворного гугенота Роберваля. Картье теперь должен был заниматься только навигационными вопросами. Новая экспедиция разделилась с самого начала. Картье прибыл в Канаду летом 1541 года и обнаружил изменение в отношении к ним индейцев. Проведя зимовку в осаждённом ирокезами форту и потеряв часть поселенцев, он вернулся на родину. На обратном пути Картье встретил Роберваля. Тот приказал ему вернуться, но Картье ослушался его приказа и тайно отплыл во Францию [1] .

Больше Картье не участвовал в продолжительных экспедициях. Причин этому могло быть две: он нарушил субординацию и оставил Роберваля без прикрытия. Кроме того, привезённые им «сокровища» оказались кварцем и пиритом . В 1544 году он показал перед трибуналом, что хорошо управлял деньгами короля и Роберваля и выплатил в казну Сен-Мало 9 тысяч ливров [1] . Оставшуюся часть жизни Картье провёл в родном Сен-Мало и расположенном неподалёку от него поместье Limoilou, служа переводчиком с португальского языка. Умер мореплаватель во время эпидемии в забвении [2] , не оставив после себя детей. Его тело было предано земле в Соборе Сен-Винсента. Жена Картье скончалась в 1575 году.

Предварительный просмотр:

АПТЕ́КАРСКИЙ ОГОРО́Д — заложен по указу Петра I в 1714.

Ботанический сад МГУ (Аптекарский огород) — старейшее научное

ботаническое учреждение России. Он основан Петром Первым в 1706 г. как

Аптекарский огород для выращивания лекарственных растений на тогдашней

северной окраине Москвы — за Сухаревой башней. В 1805 г. огород был

приобретен Московским университетом и превращен в Ботанический сад.

Старинный парк сохраняет некоторые черты планировки XVIII века и последующих

её изменений в эпоху пейзажного садового стиля. Отдельные деревья в парке

достигли возраста 250 — 300 лет; среди них ива белая — старейшее дерево в

центральной части Москвы, и лиственница, по преданию, посаженная ещё самим

Петром Первым. В старых оранжереях оригинальной архитектуры

содержатся уникальные коллекции тропических и субтропических растений, в том

числе вековые пальмы и саговники, некоторые из которых были подарены саду в

начале прошлого века из коллекции графа Разумовского и из демидовских оранжерей

на Воробьёвых горах.

С давних времён люди считали природу кладовой целебных растений. Лекарственные травы собирали они на полянах, в лугах и по дубравам. Со временем на Руси стали обзаводиться аптекарскими или аптечными огородами . Первый такой огород был основан в 1581 году по Аптекарскому приказу Ивана Грозного и размещался в Кремле в одном здании с царской аптекой. Число аптекарских огородов росло, и к 1672 году, когда в Москве открылась первая аптека для горожан, их уже было три.
Эти огороды снабжали медиков исходным зельем для приготовления лечебных средств. Здесь возделывали те растения, которые невозможно было найти в кладовой местной природы. Привозные растения приучали к новым, зачастую более суровым условиям существования.
Пётр I решил прекратить продажу целебных растений с рук случайными людьми. 22 ноября 1701 года он издал Указ, в котором повелел закрыть в Москве зелейные ряды и всю торговлю целебными травами сосредоточить в новых восьми аптеках.
С возникновением северной столицы Пётр I повелел и здесь заводить аптекарские огороды для польз и нужд российских. Сюда также повелевалось присылать «не пропустя времени, всяких цветов из Измайлова, а больше тех, кои пахнут». Первый такой огород в Санкт-Петербурге разместили вблизи крепости Канцы на Большой Охте. Но настоящий Аптекарский огород был учреждён лишь в 1714 году по специальному царскому указу.
Под огород отвели один из островов — Берёзовый, который был в то время совершенно диким и невозделанным местом. Здесь рос северный лес с его берёзами, осинами и хвойными породами, водились звери. Часть острова занимали болота. Потребовалось немало труда, чтобы расчистить и облагородить эту дикую землю. Новые поселенцы острова — целебные растения нуждались в заботливом уходе. Их лелеяли и берегли. Поскольку растения южных мест нуждались в тёплых помещениях, началось строительство оранжерей. К 1735 году Аптекарский огород имел несколько оранжерей. Общее количество освоенных растений достигло 1200 видов. Кроме лекарственных трав, здесь выращивали привозные деревья и кустарники, доставленные преимущественно из глубин Азии.
С этого времени Аптекарский огород стали именовать Аптекарским садом . Уже в XVIII веке и это название изменилось. С ростом коллекции растений его назвали Ботаническим садом. Аптекарское назначение сохранилось за медицинским отделением Сада. Тут среди целебной флоры будущие медики приобретали навыки распознавать растения, учились умению вовремя и правильно собирать лекарственное сырьё, усваивать правила сушки и хранения трав и кореньев, а также приготовления из них аптечных препаратов. Крупнейшие петербургские учёные являлись наставниками и жили здесь же в Саду. Это Блюментрост, Фальк, Стефан, затем Соболевский и Максимович.
Во временны царствования разных царей к Саду было разное отношение. В екатерининский век ему отводилась роль чисто придворная и показная. Коллекция растений, если и пополнялась, то не в той мере, как требовалось. Петербургский Ботанический сад начал уступать даже частным коллекциям. Так, ботанический сад графа А. К. Разумовского вблизи Москвы, в Горенках, затмевал Петербургский своим превосходным собранием редких и экзотических растений. Впрочем, он затмевал не только Петербургский, но и многие европейские сады такого рода.
В 1823 году последовало правительственное распоряжение о выводе Сада из упадка. Были отпущены 500 тысяч рублей ассигнациями, чтобы преобразовать хозяйство коренным образом.
Из сада Разумовского в Горенках переманили ботаника Фишера и поставили его главным руководителем.
Соответственно часть подмосковной коллекции растений перекочевала в Петербург. Сад в Горенках заглох, и в том месте, где недавно цвели орхидеи, появилась ткацкая фабрика.
Петербургский Ботанический сад набирал силу, становился образцовым в Европе. Наилучшая полоса в жизни Сада началась с 1863 года, когда его передали в ведомство государственных имуществ. Сад принял ясно выраженный научный и научно-прикладной характер.
Но оттенок Аптекарского огорода на нём неизменно сохранялся: здесь изучали и размножали лекарственные растения, давали рекомендации по лучшему их использованию. Как и раньше, снаряжались экспедиции по привлечению в Сад новых видов целебной флоры. При Саде организовали две станции: одна испытывала семена, другая определяла болезни растений, разрабатывала рецепты по обеззараживанию.

К 1913 году коллекция Петербургского Ботанического сада уже насчитывала 20

тысяч видов! В оранжереях размещались 18 тысяч видов. Собрание сухих растений насчитывало 2,5 миллиона гербарных образцов. В музее Сада находилось 50 тысяч экспонатов пород деревьев, плодов, семян, растительных продуктов и ископаемой древесины. В библиотеке Сада насчитывалось 38 тысяч томов книг по ботанике и садоводству. Для посетителей Сад был открыт бесплатно. Петровское детище- Ботанический сад существует в Санкт-Петербурге и в настоящее время.

Источник

Читайте также:  Лечим детям горло травами