Меню

Самообразование народное творчество как средство формирования



План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование на тему

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Работа над самообразованием поможет мне:

  • — выявить значение народного творчества в воспитании детей
  • — приобщать детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами.
  • — познакомить детей с малыми формами фольклора;
  • — сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • — развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • — сплотить детский коллектив.

Скачать:

Вложение Размер
plan_po_samoobrazovaniyu.docx 19.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей № 27 имени Героя Советского Союза И.Е. Кустова»

отделение дошкольного образования

План по самообразованию

Тема: «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Подготовила: Воспитатель – Гришакова Ю. В.

«Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа над самообразованием поможет мне:

— выявить значение народного творчества в воспитании детей

— приобщать детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами.

— познакомить детей с малыми формами фольклора;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.

3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.

4. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – С. 86-934

5. Программа воспитания и обучения в детском саду // Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с.

6. Сазонова С.Е., Малинина О.В., Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника // Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч»

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

Источник

Самообразование «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Ольга Кравченко
Самообразование «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Цель: выявление и изучение значения устного народного творчества в системе воспитания детей.

Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу и имеющийся педагогический опыт по данной проблеме;

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу самообразования;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Разработать рекомендации для родителей по изучаемой теме;

Обобщить результаты работы над темой.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

План работы над темой

№ Содержание работы Сроки реализации

1.Изучить и проанализировать:

«Закон об образовании»

• Проект ФГОС дошкольного образования.

• Программу дошкольного учреждения Сентябрь

2.Изучение материалов на сайтах:

• kladraz.ru – кладовая развлечений.

3. Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» Изучение статей по данному направлению В течение года

2 этап. Прогностический

№ Содержание работы Сроки реализации

1. Разработать перспективное планирование в старшей группе. Сентябрь

2. Разработать формы и методы работы с детьми и родителями по данному направлению. Октябрь

3 этап. Практический.

№ Содержание работы Сроки реализации

1.Изучение темы: «Потешки для развития речь детей» Знакомство с потешками. Сентябрь

2.Изучение темы: «Настольно – печатные игры по мотивам русских народных сказок» изготовление дидактических, настольно – печатных игр по мотивам сказок народов. В течение года

3.Изучение темы: «Устное народное творчество, как средство духовно- нравственного различия личности ребенка» Чтение детям русских народных сказок В течение года

4.Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка» Изготовление картотеки русских народных сказок

5.Изучение темы: «Как с помощью потешек развивать речь, память и внимание детей» Применять потешки в режимных моментах В течение года

6. Значение малых жанров устного народного творчества. Консультация для родителей Февраль

7.Изучение темы: «Во что играют наши дети?» Консультация для родителей Март

8. Придумывание сказок детьми и их родителями. Изготовление книжек-малышек. Апрель

9. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказок.

4 этап. Обобщающий

№ Содержание работы Сроки реализации

1. Подведение итогов. Оформление результатов и распространение своего опыта.

2.Выступление на педсовете по теме: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Ноябрь

3. Подбор и изучение литературы в данном направлении. Обмен информацией с родителями.

Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Устное народное творчество таит в себе.

Отчет по самообразованию «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Отчет о работе по самообразованию. Тема «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» По данной теме изучена следующая.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Программа предоставления дополнительной бесплатной образовательной услуги по направлению: «Устное народное творчество в развитии речи детей.

Проект «Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество» Паспорт проекта Тема Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество Цель Познакомить.

Сообщение для методобъединения «Устное народное творчество в воспитании детей» В воспитании дошкольников большое значение имеет устное народное творчество. Это история народа, его духовное богатство. Уже 1000 лет назад.

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества Задачи: Через устное народное творчество ребенок.

Устное народное творчество как средство развития детской речи Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются.

Устное народное творчество. Путешествие по башкирским народным сказкам Структура: 1 часть: Литературная. ЦЕЛЬ: Вызвать у детей интерес к сказочным персонажам. Уточнить знания детей по башкирским сказкам. Воспитать.

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей. Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально – нравственного.

Источник

Самообразование. Исследовательская работа по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Вершинина Инна Михайловна , Воспитатель
Кемеровская область, г. Калтан

Цель: развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора. Задачи: -развитие речевых способностей детей раннего возраста; -развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря; -воспитание интереса к художественной литературе, формирование эмоциональной отзывчивости на него; -воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах и образовательном процессе; -совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Исследовательская работа по теме:

«Устное народное творчество в развитии речидетей раннего возраста»

1. Самодиагностика педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации воспитателей, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создаёт основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов.

Самодиагностика направлена на овладение каждым воспитателем навыками самоанализа , самооценки и самоконтроля.

1.1 Проведя педагогическую диагностику и проанализировав результаты мы видим, что большинство детей группы раннего возраста имеют низкий уровень развития в коммуникативной деятельности (речевое развитие). К середине учебного года из 22 диагностируемых детей имеют:

— низкий уровень развития речевой деятельности 13 детей (59%)

— средний уровень развития речевой деятельности составляет 9 детей(41%)

-высокий уровень развития речи у детей на данном этапе отсутствует.

1.2 В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста используем преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение при этом происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. При планировании образовательного процесса использую следующие образовательные области: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Таким образом, в своей работе мы стараемся реализовывать программные цели и задачи, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать многогранность мира, что позволит с самого раннего детства заложить основы мотивированного обучения.

1.3 Работая с детьми раннего возраста, мы заметили, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают нам легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития. Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, мы стали привлекать родителей к решению выявленных проблем. В связи с этим было выявлено, что работа по использованию фольклорных произведений с детьми раннего возраста в семье организована недостаточно. В семьях мало знают произведения устного народного творчества.

Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей в вопросах познавательного – речевого развития детей раннего возраста. Еще одна проблема , это недостаточная обеспеченность педагогов группы раннего возраста , комплексными методиками развития речи детей средствами русского фольклора.

1.4 Для того что бы удовлетворить потребности педагога в развитии речи детей раннего возраста с помощью произведений устного народного творчества: песенок, потешек, прибауток необходимо:

-закупить методическую литературу по данной теме

-создать более разнообразную картотеку потешек, прибауток, пальчиковых игр

-закупить пальчиковые театры, кукольные.

2. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие в этот период связано с повышением интереса ребенка к окружающему миру, активной предметной деятельности. Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания. Формирование активного словаря важно и для психического развития малыша, оно свидетельствует о переходе на другую возрастную ступень – от младенчества к раннему возрасту.

3. Гипотеза: Предположим, если в систему работы по развитию речи активно будут включаться малые формы фольклора – потешки , то уровень речевого развития детей повысится.

4. Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста былиактуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большоевнимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимает особое место в воспитании. В связи с этим и была выбрана тема исследовательской работы по самообразованию«Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

5.Цель: развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.6.Задачи:-развитие речевых способностей детей раннего возраста;-развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания,активизация словаря;-воспитание интереса к художественной литературе, формированиеэмоциональной отзывчивости на него;-воспитание на основе устного народного творчества положительногоотношения к совместной деятельности в режимных моментах иобразовательном процессе;-совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессеработы.

7.Наша исследовательская работа будет успешной если :

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической илексической стороны речи.2. Активный словарь детей за время проведения исследовательской деятельности обогатится новыми словами,оборотами, выражениями.3.Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественнойлитературе.4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.6. У родителей сформируется понимание необходимости использованиямалых форм фольклора в развитии речи детей, повысится общий культурныйуровень.

Участники исследовательской работы :

Дети, воспитатели, родители.

8.Декабрь-январь 2018г. , наблюдения за детьми и сбор информации по проблеме.

-Проведение сравнительного диагностического исследования уровняречевого развития детей группы.-Анализ, обобщение и выводы по исследовательской работе.-Разработка методических рекомендаций для родителей по развитию речидетей через устное народное творчество.

9.Формы и методы самообразования.

Для решения поставленных задач используем следующие методы и приёмы:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: заучивание наизусть с детьми стихов и потешек

Игровой метод: игры-драматизации, дидактические игры, настольно-печатные игры.

В своей работе используем следующие формы работы: художественно-творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка); художественная литература, народный фольклор; проведение занятий, развлечений; подготовка консультаций для родителей.

В своей работе используем следующие дидактические пособия:

Работая с малышами, мы составили картотеки:

— русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста;

— русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек;

— пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста, основанных на фольклорном материале.

10. Реализация плана.

-Совместная работа в разных видах детской деятельности- Создание развивающей речевой среды в группе-Использование материалов устного народного творчества в НОДРабота с родителями

10.1 Слово «фольклор» — в буквальном переводе с английского означает — народнаямудрость. Слово «фольклор», которым обозначают понятие «устное народноетворчество» произошло от соединения двух английских слов «folk» — народ и«fore» — мудрость. Для фольклора характерна естественная народная речь,поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные длядетей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Фольклор для детей,созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки,прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одноиз средств народной педагогики.

Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, пожалеть, или насмешить. Потешки – небольшие стихотворения, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они помогают общаться с родителями с ребенком с самого рождения, учат ребенка понимать родную речь. Слово в потешках неразрывно связано с жестами, которые выполняет ребенок. Потешки могут ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. В них можно легко менять имя ребенка.

Прибаутки — это смешные коротенькие рассказы для детей. Они очень похожи на небольшие сказки в стихах. Поэтому в прибаутках, как и в сказках, часто используются различные фольклорные персонажи. Пестушки — это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка — потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры.

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка ,особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.

Один из древнейших жанров фольклора. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

10.2 Необходимые материалы для проведения педагогического наблюдения.

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

«Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

1. Использование потешки

4. Показ театров с использованием русских народных персонажей .

5..Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

«Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки».

. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

1. Игра-инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

2. Беседа о колыбельной песне.

3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

3. Слушание колыбельных песен перед сном.

«Моя семья», «Этот пальчик — дедушка».

1.Познакомить детей с пальчиковыми играми.

2. Обогащать словарный запас: папенька, щи,

3. Развивать мелкую моторику пальцев

1.Выполнение действий согласно тексту.

2. Игры-инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья».

Потешки. «Вышел козлик погулять»,

«Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок)

1. Беседа о потешках

2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)

4.Создание мини -книжки по любой потешке всей семьёй.

5. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши».

1. Дидактическая игра «Чьи детки».

2. Использование потешек в режимных моментах.

«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1. Интеграция образовательных областей «Художественно — эстетическая» и «Речевая» «В гостях у бабушки Матрены».

2.Рисование весенней лужайки (коллективная работа).

3. Хоровод «Весняночка».

1.Исполнение потешек на прогулке.

2.Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».

Источник

Читайте также:  Народные средства от артрита для детей