Меню

Самая известная народная медицина

Народная медицина на Руси

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Читайте также:  Лечение хронического некалькулезного холецистита народными средствами

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Читайте также:  Опухла щека народные методы лечения

Добрая аптека убавит века

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Источник



Народная медицина. Средства и их применение в России

Использование средств народной медицины сегодня – в России дело распространенное. Даже врачи не гнушаются фитотерапией и указывают перечень нужных сборов трав в официальном рецепте. Сами фитопрепараты продаются в аптеках в свободном доступе. Деревенские жители, дачники, особенно люди в возрасте, предпочитают заготавливать лекарственные растения самостоятельно. Поскольку народная медицина имеет корни в древности, сегодня уже не узнаешь, в каком виде рецепт может считаться оригинальным, а в каком – нет.

Популярные средства народной медицины. Что рекомендуют наши бабушки?

Народные рецепты передаются из поколения в поколение. Имеются советы и для здоровых людей, занимающихся профилактикой болезней, живущих с заботой о своем самочувствии, долголетии и красоте.

На каждый случай можно найти десятки рецептов. Вот, например, варианты народных средств при кашле:

— сок редьки, перемешанный с медом. Принимать натощак;

— мед с мятой и соком чеснока, принимать по 1 ст.л. перед каждым приемом пищи;

— пар свежесваренной горячей картошки;

Читайте также:  Народна медицина від гаймориту

— настой шалфея с молоком разогреть и принимать перед сном, укутавшись в плед;

— растирка для грудной клетки из животного жира, смешанного с тертым луком;

— спирт или водку смешать с настоем полыни, принимать натощак трижды в день;

— многочисленные варианты грудных сборов, которые продаются в любой аптеке.

При астме считалось, что помогают такие травы: мать-и-мачеха, семена конопли, листья алоэ, багульник, крапива, шиповник, полынь. Все это предлагается принимать в виде настоев в разных сочетаниях и дозировках.

При грибковых заболеваниях кожи и бородавках бабушкины рецепты включают сок чеснока, лимона, кофейных зерен. При ожогах — сырой картофель, сырое яйцо, тертую морковь. От давления – яблочный или винный уксус на виски. При авитаминозе – шиповник, мед и лимон. Издательства до сих пор выпускают многотомные серии книг о средствах народной медицины.

Применение средств народной медицины. Когда природное не хуже таблеток?

В отличие от лекарств, имеющих много показаний и побочных эффектов, народные средства считаются натуральными. И когда медикаменты противопоказаны, например, при беременности или в силу возраста пациента, а сама болезнь не столь серьезна, чтобы применять «тяжелую артиллерию», в ход идет народная медицина. Кто-то не гнушается ею ради экономии: медикаменты нынче стоят недешево.

Чаще всего к «бабушкиным» средствам обращаются при простуде и гриппе. Тем более, что эффективность большинства противовирусных медицинских препаратов на сегодняшний день научно не доказана.

Возглавляют список, конечно, мед, чеснок и малина. Также наши бабушки предлагают следующее:

  1. Отвар из цветков календулы принимать трижды в день до еды;
  2. Дышать луковым соком не менее трех раз в сутки;
  3. Сок лимона смешать с чесноком, дать настояться и принимать утром до завтрака по десертной ложке;
  4. Полоскание горла отварами ромашки, эвкалипта, соком свеклы;
  5. Прогревание пазух носа горячими яйцами, сваренными вкрутую;
  6. Сухую горчицу или соль нагревать на сковороде, насыпать в носки и надеть на ночь.

Лечение народными средствами. С чем быть осторожным и кому?

Хотя народная медицина имеет глубокие корни, не стоит ей верить безоговорочно. Особенно при серьезных заболеваниях, когда выздоровление возможно только силами доказательной медицины.

Главные ошибки при применении народных средств:

— Выполнение официальных указаний врача и самостоятельно дополнение в виде фитотерапии. Доказано, что многие травы могут снизить эффективность лекарств;

— фитолечение с большой осторожностью должны применять беременные, кормящие женщины, а также лица, склонные к аллергии. Травы – сильные аллергены, равно как и мед, который в народной медицине присутствует чуть ли не в каждом рецепте;

— издревле считалось, что грудное молоко – кладезь полезных веществ, им советовали смазывать трещины и раны, капать в нос при насморке, смазывать кожу от морщин и т.п. На самом деле любое молоко – отличная среда для развития вредоносных бактерий, поэтому оно должно использоваться только по прямому назначению;

— различные спринцевания в гинекологии должны применяться только по назначению врача. И уж тем более женщинам нужно забыть о пагубном совете из прошлого: посидеть на корточках над горячим кирпичом;

Современные врачи настаивают: любые средства народной медицины должны быть согласованы с представителями медицины научной. Особенно потому, что население часто путает области применения тех или иных трав, искажает дозировку, применяет для лечения детей средства, опасные в детском возрасте, совмещает совершенно несовместимые препараты.

Кроме того, существуют определенные сомнения в качестве тех соборов, которые сегодня продаются в аптеках. Ведь они не подлежат обязательной сертификации.

А при серьезных заболеваниях всегда нужно делать выбор в пользу доказательной медицины.

Источник