Меню

Научное развитие народной медицины



ВСЁ ПРО МЕДИЦИНУ

История развития народной медицины

Народная медицина относится к альтернативной медицине, она вобрала в себя веками накопленные знания о большинстве заболеваний, методах их лечения и средствах, ускоряющих процесс выздоровления. Эти знания имеют устную традицию и длительное время передавались от бабки к отцу, от отца к сыну. До начала XIX века термина «народная» медицина не существовало, так как она сливалась с общей медицинской практикой. Разделение медицины на врачебную и народную произошло при внедрении в практику лечения научно-обоснованных методов, основанных на знании строения, физиологии и жизнедеятельности организма. Но народная медицина и до сегодняшнего дня не потеряла своей актуальности, так как она является квинтэссенцией лечебного опыта, накопленного нашими предками.

Началом возникновения народной медицины принято считать доисторические времена, когда первобытный человек, используя инстинкты самосохранения, оказывал медицинскую помощь при переломах и ушибах, что отмечено учеными археологами, при находках костей человека каменного века. Не вызывает сомнения, что при этом использовались только природные средства, типа ивовой коры, лекарственных растений и отваров из них. Выбор лекарственных растений осуществлялся и при наблюдении за домашними животными, которые инстинктивно находили их при заболевании. Животные всегда выбирали одни и те же растения при однотипных заболеваниях, например, при расстройстве пищеварительного тракта домашние собаки и сегодня поедают молодые побеги мать-и-мачехи и фиалки трехцветной.

Формирование народной медицины на первых этапах ее становления производилось методом проб и ошибок. Положительный эффект, полученный при применении какого-либо растения, закреплялся в сознании человека и передавался из поколения в поколение. При этом образовывалась определенная группа людей (первоначально, жрецов, шаманов, знахарей) которые претендовали на монополию медицинских знаний. В древнем Египте эту касту представляли жрецы бога мудрости и знаний Тота; в Киевской Руси в профессиональный медицинский клан входили волхвы. При этом в арсенал лекарственных препаратов входили растительное сырье, части живых организмов и минеральные составляющие. Методы лечения растительным сырьем являлись самыми распространенными в медицинской практике до XIX века и многие из них сохранились в неизменном виде до наших дней.

Целительными компонентами лекарственных средств растительного происхождения являлись выжатый из растения сок; отвары листьев, стеблей и корневищ; их настои и порошки, полученные из высушенных растений. Знахари, опираясь на многовековой опыт лечения, заготавливали на зиму растительное сырье, высушивали его и хранили в пучках весь зимний период. Еще и сегодня этот способ хранения используется в деревенских домах и на дачах сторонников народной медицины.

Основой растительных лекарственных препаратов были листья и соцветия липы, плоды боярышника, кора ивы и дуба, листья березы, корневища подорожника. Очень широким был и арсенал лекарственных средств животного происхождения, где наряду с чисто шарлатанскими методами (лапки летучих мышей, кровь жабы) применялось лечение пиявками и пчелиным ядом, актуальность которых не пропала и до настоящего времени. Значительно реже использовались для лечения минеральные компоненты: соль уголь, нефть или металлы: медь, железо, ртуть, мышьяк.

Первым письменным хранилищем секретов народной медицины считается тибетский манускрипт «Чжуд — Ши», в котором изложены основы тибетской медицины. Из славянских источников сегодня наиболее известен «Шестиднев» Иоанна Болгарского, первый список, которого относят к Х веку. На Руси перевод этого болгарского медицинского справочника, в котором изложены основы анатомии человека, признаки типичных болезней, и методы лечения переписывался вплоть до ХVIII века.

В 1554 году повелением митрополита Даниила на Руси переводится список книги «Hortus amoenus» («Приятный сад»), в которой помимо общих сведений о распространённых в то время болезнях, имелся широкий материал о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.

Сегодня народная медицина дистанцируется от официальной, врачебной, и это сопровождается некоторыми негативными явлениями. Если условием овладения точными науками является обязательное изучение их основ на протяжении нескольких лет, то в народной медицине такой традиции не наблюдается. Ныне многие доморощенные знахари, прочитав несколько книг по принципам и методам народной медицины, посмотрев несколько видеороликов с изложением основ диагностирования и лечения, записывают себя в народные целители и безбоязненно предлагают свои услуги широким кругам населения. Отдельную группу народных целителей представляют откровенные шарлатаны – экстрасенсы, экзерсисы корректоры ауры и им подобные. Кроме того, к сожалению, в настоящее время телекоммуникационные и рекламные средства активно поддерживают миф о скрытых возможностях выздоровления человека, пропагандируя методы того или иного целителя, которые направлены на раскрытие потенциала выздоровления. При этом начисто отвергается лечение чисто «врачебной» медициной, мотивируя это тем, что искусственно произведенные препараты разбалансируют гармоничность всего организма.

Все это негативно сказывается на имидже народных средств лечения болезней, положительную сторону которых, не будет отрицать ни один из практикующих врачей.

Сегодня любая аптека предложит больному громадный ассортимент чисто народных средств лечения простуды, кишечно-желудочных расстройств, заболеваний печени и почек. Это на 100% лекарственные средства растительного происхождения, которые если и не окажут помощи при заболевании, то и принести дополнительного вреда для организма не смогут. Все лекарственные растения являются проверенными веками и оказывают исключительно положительное профилактическое воздействие на организм.

Источник

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все активнее заявляет о себе народная медицина. Широкое ее распространение привело к тому, что многие врачи, наравне с традиционной медициной, используют рецепты народной, хотя еще недавно это явление считалось антинаучным.

Сегодняшнее состояние общества в большей степени стимулирует поверхностные знания в сферах, стоящих несколько в стороне от основных знаний. В этом отношении показательно интенсивное распространение медицинской информации о проблемах здоровья, деятельности служб здравоохранения, лекарственной помощи, народной медицины, и прочие, что дает иллюзию хорошего владения населением вопросами, связанными со здоровьем См.: Ткаченко В.С. Основы социальной медицины: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2004. С.5..

В практике, натыкаясь на препятствия в жизни, связанные со здоровьем, люди начинают искать помощь не только в традиционной медицине, но и прибегают к народным средствам, таким как: народная медицина, целительство. За частую, не понимая и не делая различий между этими понятиями, а также находясь в безвыходном положении, люди полностью отдаются в руки самозваных «шаманов», «травников», «целителей» не имеющих медицинского образования. Хорошо известны результаты таких обращений, когда человек теряет не только деньги и надежду, но, что самое главное остатки здоровья и даже жизнь.

Однако не следует быть столь категоричными, так как действительно существуют люди, которые способны помогать. Они черпают свои знания из глубины веков, основываются на тех учениях, многие их которых были использованы в становлении традиционной медицины.

Результаты исследований показывают, что народную медицину необходимо рассматривать не только как часть традиционных знаний человечества и элемент национальной культуры народов, но и как глобальный феномен. Это обуславливается возросшим, в обществе интересом к народной или медицине.

Читайте также:  Как лечить насморк у грудных детей народным методом

Актуальность этой темы лежит на поверхности, так как в отличие от многих узконаправленных проблем в социальной медицине, проблема народной или альтернативной затрагивает все направления.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

Этапы развития народной медицины

В настоящее время в России народная медицина отнесена к деятельности в области здравоохранения.

Подобный подход к народной медицине отбрасывает нас в понимании ее существа в эпоху родовых культур, когда определенная группа лиц (шаманы) осуществляла такую деятельность. В наш век приемы магии и колдовства уже, мягко говоря, не доминируют в народной медицине. Они давно уступили место знаниям причин возникновения недугов и механизмов действия лекарственных трав, минералов и процедур. Применяющиеся в изолированных группах населения (национально-территориальные объединения, национальные группы) традиционные шаманские и знахарские приемы лечения не должны восприниматься современной народной медициной. Статус национальной культуры требует применения народной медицины, основанной на научном подходе. В тех регионах, где сохранился изолированный (не в информационном плане) образ жизни, опирающийся на родовые культуры, сохранилось применение методов народной медицины, не требующих понимания и объяснения, и поэтому использование приемов магии и колдовства там вполне приемлемы.

Важно в данном контексте рассмотреть и историю развития этапов народной медицины.

Каждому этапу развития народной медицины соответствуют различные сочетания средств и приемов лечения.

На этапе шаманства использовались различные языческие обряды «изгнания», «очищения» или «принесения жертвы». Для каждого обряда в дополнение к приемам психологического воздействия, магии и колдовства, использовались соответствующие наборы трав и снадобий. Все болезни и травмы рассматривались как нарушение определенных правил поведения.

Этап знахарства характерен тем, что нарушения в организме человека рассматривались как внутренний конфликт богов. Каждому божеству в многоуровневой системе иерархии были определены травы и процедуры. По характеру конфликта определялся состав необходимых лекарственных трав, снадобий, совершались обряды и ритуалы. В практике знахарства целебные препараты и языческие обряды стали равнозначными и взаимно заменяемыми. Оценка ситуации давала возможность определить, что нарушено, и как это нарушение устранить.

Этап лекарства отличается введением классификации нарушений в реакциях организма по качественным признакам и соответствующих им приемах лечения. Основой традиционных знаний стало использование при приготовлении препаратов действия целебных трав, минералов и лечебных процедур.

Однако использование одних обрядов в лечении человека было недостаточно. Наблюдения за животными дали возможность использовать различные растения и минералы. Для их применения уже требовалось изучение человеческого тела, его строения, функций различных его частей. Начался поиск природных средств, вызывающих целевые изменения в организме. Накопленный опыт применения целебных растений, минералов и процедур органически вошел в традиции родовой культуры. Использование пламени костра, водяного пара, разогретых камней, также дали начало ряду традиционных лечебных приемов, таких как прогревание, прижигание, целебные ванны, бани, мануальная терапия.

Отношение религии к народной медицине

В наши дни большинство национальных культур опираются на определенную религию, которая формирует взгляды и понимание традиционных приемов лечения с точки зрения определенных философских систем.

Православная церковь в России очень скептически относится к общему понятию «Народная медицина», так как разделяет понятия «народная медицина» и «целительство».

Во-первых, между традиционной народной медициной и целительством нет ничего общего. Традиционная народная медицина предлагает лечение тела человека, целительство предлагает вторжение в духовный мир человека. Кроме того, к понятию «целительство» в настоящее время относятся экстрасенсорика, биоэнергетика, колдовство, магия и прочие оккультные методы воздействия. Такое отождествление народной медицины и целительства глубоко ошибочно и неправомочно. Поэтому, если традиционная медицина признается Православной Церковью, то целительство во всех вышеперечисленных формах является объектом борьбы Церкви, как одно из проявлений демонизма, калечащего в начале XXI века тысячи и миллионы человеческих душ;

Во-вторых, народная медицина в России никогда не вторгалась в духовную область, имела отношение к оздоровлению, восстановлению телесного состава человека в отличие от традиционных медицинских систем других народов, хотя последнюю тысячу лет была неразрывно связана с православием.

Как и в начале становления православия в России, так и в наше время Церковь ведет активную борьбу с «целителями». Однако во многих определениях народная медицина все же ставится на одну строку с целительством. Проводятся параллели.

Церковь признает народную медицину в тех ее методах, которые были приняты в традиционную медицину, например: мануальная терапия, иглоукалывание, фитотерапия. Потому что эти методы не вызывают применение каких либо потусторонних сил.

Даже если «целитель» или «экстрасенс» призывают на помощь православные молитвы и атрибуты веры.

Так называемое «изгнание нечистой силы» шаманами, в дохристианские времена, с применением тех же трав, которые применяются сейчас, сжигая их или заваривая, можно считать опытом народной медицины. Сейчас же такой ритуал будет признан Церковью демоническим.

Источник

Лекция 1, лекция народная медицина.

Методическая разработка лекции «История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе»составлена на основании примерной программки дисциплины «История медицины» (М.,2011г.) и учебного плана в согласовании с требованиями Федерального муниципального образовательного эталона III поколения высшего проф образования по направлению подготовки (специальности) 060105 – Педиатрия (М. 2010г.).

Рецензент: Р.М. Мустафин – доктор кафедры публичного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, д.м.н.

Козеева А.Д.– старший педагог кафедры публичного здоровья и организации здравоохраненияс курсом народная медицина ушибы и ссадины менеджмента сестринского дела, к.м.н.

Утверждено на заседании кафедры публичного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, протокол № 9 от «10 » февраля 2012г.

1. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Показать значение истории медицины в воспитании врача-педиатра. Ознакомить с периодами глобальной истории медицины.

Раскрыть воздействие религиозных представлений на зарождение целебной помощи, гигиены в недрах первобытного общества.

История медицины — наука, изучающая развитие мед науки и практики в разных общественно-экономических формациях в неразрывной связи с общей историей культуры народов.

История медицины, как предмет преподавания, является научным проф введением в специальность.

Исследование истории народная медицина укрепление волос медицины имеет огромное значение для формирования научного миропонимания, исторического мышления, расширения теоретических познаний грядущего доктора, воспитания у него эмоций гуманизма, интернационализма, патриотизма. Совместно с тем, познание истории помогает проследить преемственность поколений в мед науке и практике.

Историю медицины делят на общую и личную. В задачку общей истории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, заходит исследование вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные базы медицины разных эпох, важные тенденции и направления ее развития, способы подходов к решению тех либо других явлений общемедицинского нрава. Общая история медицины является связывающим звеном меж всеми предметами, которые изучаются в мед вузе.

Личная история медицины изучает появление и развитие отдельных мед дисциплин, биографии ученых, их вклад в науку, формирование и развитие научных школ, историю мед учреждений и т.д. Вопросы личной истории медицины разных мед специальностей изучаются на соответственных медико-биологических и клинических кафедрах. Любая кафедра на проф уровне должна познакомить студентов с достижениями в собственной области медицины. Преподавание современной истории мед дисциплин – это задачка соответственных кафедр.

Читайте также:  Грибок ногтей у ребенка народные методы лечения

Преподавание общей и личной истории медицины составляет систему историко-медицинского образования грядущего доктора, в какой заключается смысл непрерывного исторического образования в мед вузе.

История медицины народная медицина улучшение памяти как наука, изучающая развитие мед теории и практики, тесноватым образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов.

Изучая прошедшее медицины, мы можем оценить заслуги современной медицины и проследить перспективы ее развития.

Познание народная медицина укус насекомого истории медицины имеет огромное значение для формирования миропонимания грядущего доктора, обогащая его теоретическими познаниями, умением рассматривать происходящие действия, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.

Прошедшее медицины воссоздается на базе исследования фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 главных групп: письменные, вещественные (вещественные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники — это рукописный либо печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными либо копиями.

Вещественные (вещественные) источники, основную часть которых составляют археологические монументы, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Наука, которая занимается исследованием заболеваний старых людей по костным останкам, именуется палеопатологией.

Этнографические источники охарактеризовывают явления культурной и публичной жизни, унаследованные населением земли от предыдущих эпох. К ним относятся суеверия, ритуалы, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники — это сделанные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной реальности.

Фонодокументы охота и рыбалка народная медицина показывают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент действия.

Когда появилась медицина, точнее сказать, зачатки мед помощи, точно непонятно. Существует огромное количество воззрений, теорий по этому поводу.

Часто встречающаяся версия: медицина появилась сразу с появление человека, выходит, что медицина появилась за несколько сотен тыщ лет до нашей эпохи. Если же обратимся к словам известного, большого ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».

Следы первой мед помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Нужно сказать, что первобытно-родовая община переживала в собственном развитии два периода:

1) люди стали жить маленькими общинами, которые потом разделялись на роды, также родовые союзы;

3) возникновение бронзы (отсюда заглавие «бронзовый век»), а после возникновение железа. Фактически говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а потому что охота является уделом парней, то произошел переход к патриархату народная медицина улучшаем память.

С возникновением разных орудий возросло число травм, которые могли получить люди. Если направить внимание на наскальные картинки, то ясно видно, что охота, разные военные схватки доставляли людям много проблем и, естественно, травм, ранений и т. д. Тут можно созидать примитивные приемы первой мед помощи – извлечение стрелы и т. д.

Нужно увидеть, что вначале никакого разделения труда как такого не было. За длительное время до начала цивилизации и образования страны, а в особенности в период матриархата дамы были собственного рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, также оказание мед помощи. Подтверждением этому можно считать то, что в наши деньки в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры дам – хранительниц племени, рода и т. д.

Последующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением в первый раз доставило человеку господство над определенной силой природы и тем совсем отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огнь, их еда стала более различной. На самом деле, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При всем этом культ и значение дам как хранительниц очага и лекарей ослабел. Невзирая на это, дамы продолжали собирать растения, которые потом употребляли в еду. Обнаружение ядовитого и целебного параметров растений происходило чисто эмпирическим методом.

Так, из поколения в поколения передавались и скапливались познания официальный веб-сайт народная медицина о растениях, о том, какие их их можно употреблять в еду, какие нет, какие можно использовать для исцеления, а какие не следует. Опытным же методом к растительным средствам добавлялись целительные средства животного происхождения (к примеру, такие как желчь, печень, мозг народная медицина уход за волосами, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были увидены минеральные средства исцеления и профилактики. Посреди минеральных средств исцеления и профилактики можно обозначить очень ценный продукт природы – каменную соль, также другие минералы прямо до драгоценных. Нужно сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, сначала драгоценными.

В связи с переходом к оседлому стилю жизни роль дам, а именно финансовая, уменьшилась, зато мед сохранялась и даже укрепилась. С течением времени мужик становился владельцем племени, рода, а дама оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всего несколько 1000-летий. Невзирая ни на что, медицина первобытных общин все-же заслуживает сурового внимания и исследования. Ведь вот тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Познания людей, приобретенные эмпирическим способом, скапливались, способности врачевания совершенствовались, сразу с этим стал появляться вопрос о причинах болезней. Естественно, люди тех пор не имели такового арсенала познаний, как официальный веб-сайт народной медицины сейчас, и не могли разъяснить появление заболеваний с научной точки зрения, потому причинами заболеваний люди считали какие-либо волшебные силы, которые неизвестны человеку. С другой точки зрения волшебное разъяснение причинам заболевания люди находили позднее, а начальные разъяснения носили чисто материалистический нрав, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, появлялся культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Нужно также отметить, что до недавнешнего времени, а у краснокожих в Америке и до сего времени наименования племен были связаны с заглавием какого-нибудь животного либо птицы, охота на которых давала еду племени – племя мортышки, племя быка и т. д. Больше того, некие даже связывали свое происхождение с любым животным. Такие представления именуются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Не считая всего этого, люди не могли не замечать деяния погодных критерий на жизнь, здоровье.

Читайте также:  Народные методы лечения синдрома карпального канала

Существует мировоззрение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, естественно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных причин техногенного нрава – загрязнения воздуха и т. д. Но они повсевременно боролись за свое существование с природными критериями, также болели заразными заболеваниями, гибли в войнах вместе, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мировоззрение, что средняя длительность жизни людей тех пор составляла 20–30 лет. Сейчас обратимся к такому понятию, как отхаркивающее в народной медицине палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает нрав болезней и поражений старых людей. Посреди этих болезней можно именовать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. конкретное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позднее анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее разнообразными духами и сверхъестественными созданиями, как будто действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так именуемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать предпосылкой заболевания, мог вселиться в тело какого-либо человека и терзать его, вызывая заболевания. Соответственно, для того чтоб недуги закончились, предка нужно задобрить жертвоприношением или изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления почти во всем легли в базу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию либо задабриванию духов.

Таким макаром народная медицина укусы насекомых, совместно с материалистическими представлениями и зачатками познаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взоры. Все это сформировывает народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, естественно, до сего времени есть знахарки, которые ограничиваются обычным собиранием травок, изготовлением снадобий и т.д. без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень плотно сплетено понятие народной гигиены, отделение которой от медицины очень условное, так как традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, плохого питания и другого, вошли отхаркивающие в народной медицине в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике разных заболеваний.

Народная медицина – это способы оздоровления, профилактики, диагностики и исцеления, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Русской Федерации.

Сейчас нужно обусловиться, можно ли именовать народную медицину классической. Дело в том, что обычная медицина развивалась, вроде бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным гласить о классической народной медицине.

Таким макаром, зачатки мед науки появились совместно с возникновением человека, и с самого начала медицина была народной, потому что осуществлялась знахарями, лекарями и т.д. при помощи разных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, также с применением простых «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т.д

Лисицын, Ю.П.История медицины [Текст]. учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. — М. ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 400 с.

Башкирский Муниципальный Мед институт в годы народная медицина укрепление десен Величавой Российскей войны [Текст]. посвящается 65-летию Победы в Величавой Российскей войне. сборник биографической инфы / ГОУ ВПО БГМУ ; редколл. В. М. Тимербулатов [и др.], ред. Н. А. Брагина. — Уфа. БГМУ, 2010. — 200 с.

История медицины Башкортостана [Текст]. учебное пособие / Башк. гос. мед. ун-т ; сост. Н. Х. Шарафутдинова, М. Ю. Павлова, А. С. Рахимкулов. — Уфа. Изд-во БГМУ, 2007. — 98 с.

Конюс, Э. М. Истоки российской педиатрии [Текст]. научное издание / Э. М. Конюс. — М. Здоровье-Инвест, 2007. — 349 с.

Кто есть кто в современной медицине [Текст]. биографическое многотомное издание / сост. С. М. Семенов, М. И. Копышта, Н. А. Терешкова. — М. МОБЦ, 2004- Вып. 1. — 2004. — 655 с.

Кулагина, А. А. Мед наука и практика в Башкирии в годы Величавой Российскей войны [Текст]. сборник / А. А. Кулагина. — Уфа. Вост. ун-т, 2005. — 72 с.

Кулагина, А.А. Становление русского народная медицина успокоить нервишки здравоохранения в Башкирии (1917- 1941) [Текст]. лаконичный исторический очерк / А. А. Кулагина. — Уфа. [б. и.], 1990. — 63 с.

Лисицын, Ю.П. История медицины. Лаконичный курс [Текст]. учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. — М. Гэотар Медиа, 2010. — 304 с.

Медицина и императорская власть в Рф. Здоровье императорской семьи и мед обеспечение первых лиц Рф в XIX — начале XX века [Текст]. по материалам деятельности Придворной мед части Министерства Правительского двора Его Правительского Величества. 1 января 1843 г. — 15 июня 1918 г. / А. Н. Девятов [и др.] ; под ред. Г. Г. Онищенко. — М. МедиаПресс, 2008. — 326 с.

Мирский, М.Б. История медицины и хирургии [Текст]. учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. — М. Гэотар Медиа, 2010. — 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Нобелевские премии по физиологии либо медицине за 100 лет [Текст]. научное издание / А. Д. Ноздрачев, А. Т. Марьянович, Е. Л. Поляков и др. — 2-е изд. — СПб. Гуманистика, 2003. — 752 с.

Павлов И. П. — 1-ый Нобелевский лауреат Рф [Текст]. биография отдельного лица / А. Д. Ноздрачев [и др.]. — СПб. Гуманистика, 2004 -. — (Серия изданий по истории нобелевского движения как общественного парадокса XX века). — Т. 1. Нобелевская эпопея Павлова. биография отдельного лица. — 2004. — 527 с.

Павлов И. П. — 1-ый Нобелевский лауреат Рф [Текст]. биография отдельного лица / А. Д. Ноздрачев [и др.]. — СПб. Гуманистика, 2004 -. — (Серия изданий по истории нобелевского движения как общественного парадокса XX века).- Т. 3. Ученики и последователи Павлова. биография отдельного лица. — 2004. — 543 с.

Петров, Б. Д. От Гиппократа до Семашко [Текст]. преемственность мыслях (очерки и портреты). [монография] / Б. Д. Петров. — М. Медицина, 1990. — 168 с.

Сперанский, Г. Н. Московские педиатрические школы [Текст]. брошюра / Г. Н. Сперанский. — М. Медгиз, 1949. — 32 с.

Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст]. курс лекций / А. М. Сточик. — М. МГП «ЭРУС», 1991 народная медицина улучшение волос — Вып. 1. Становление человека и людского общества; Появление медицины. курс лекций. — 1991. — 29 с.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник