Меню

Народные средства воспитания этнопедагогика

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Наталья Киреева
Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

В ФГОС ДО четко прописаны требования к содержанию части программы,формируемой участниками образовательных отношений,которая должна учитывать образовательные потребности,интересы и мотивы детей,членов их семей и педагогов и,в частности,может быть ориентирована на специфику национальных,социокультурных и иных условий,в которых осуществляется образовательная деятельность. Исходя из этого можно сделать вывод,что в профессиональной деятельности воспитателя очень важно использовать этнопедагогику.

Этнопедагогика-это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Этнопедагогика анализирует социальные и педагогические процессы,взаимосвязи,взаимодействия педагогики с культурными традициями народа,исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания.

Основной предмет познания этнопедагогики-воспитательный процесс. воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения,взаимодействия с детьми. Этнопедагогика,как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения,имеет свои специфические и особенные методы.

Основными средствами этнопедагогики являются: устное народное творчество; народные песни и праздники; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; языковая культура.

Устное народное творчество как элемент народной педагогики выполняет большие воспитательныеи образовательные функции:

— дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа;

вероисповедания помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;

— вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;

— способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуру речи;

— сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.

Наблюдая и участвуя в народных календарно-обрядовых праздниках, ребенок знакомится с календарно-обрядовой поэзией, которая тесно связана с пением и музыкой.Календарно-обрядовая поэзия классифицируется на основе сезонных циклов: зимняя (колядки, щедровки, овсени, подблюдные, весенняя (веснянки, заклички, масленичные, волочебные, семицко-троицкие, летне-осенняя (купальские, петровские, покосные, жатвенные, или жнивные).

Для формирования личности дошкольниканародный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

-народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей народов, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

-народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;

-методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Народный танец является одним из древнейших средств этнопедагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Изначально это могли быть ритмические притопывания, хлопки во время весеннего пробуждения земли-матушки или движения животных, на которых планировалась охота, полет или противоборство птиц (орла, сокола) и т. д.

Большое значение танец имеет для физического развития ребенка — позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.

Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

Этнопедагогическим средством воспитания являются народные подвижные игры,которые сопровождаются игровым фольклором: считалками и жеребьевками. Игры не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к хозяйственной деятельности. Мордовские подвижные игры самобытны и имеют свои особенности, по давней традиции они являются «сельскими». Подвижные игры как составная часть культуры являются своеобразной формой отражения трудовой деятельности мордвы с помощью специального изобразительного языка. Игровые действия сопровождаются драматизированным или вокальным диалогом,с помощью которого раскрывается основное содержание производимых действий: сев, уборка урожая, защита беспомощных детенышей птиц и животных от сильных и коварных зверей.

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность. В процессе знакомства с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. Самые популярные виды народных промыслов и декоративного искусства в Мордовии-резьба по дереву,вышивка,изготовление глиняной игрушки и матрешек,плетение из бисера и лозы,изготовление изделий из бересты,ручное валяние и плетение из лыка и т. п. Изделия народных промыслов помогают раскрыть особенности культуры народа. В них сохраняются и живут традиции народного декоративно-прикладного искусства,оставшегося нам от прошлых поколений. Особенности своего мастерства передавали из поколения в поколение,от отца к сыну,от матери к дочери. Дети с раннего возраста приобщались к освоению ремесел,что способствовало воспитанию трудолюбия,сохранению и развитию промыслов. народного декоративно-прикладного искусства.

Читайте также:  Чем лечится хламидиоз народные средства

Средством этнопедагогики является национальная пища и технология приготовления пищи. Основные принципы кулинарного подхода угро-финнов в целом и мордовского народа,в частности,к принципам подбора сырьевого материала,к методам его кулинарной обработки,к композиции блюд,были связаны в прошлом с религиозными верованиями,представлениями,обычаями,с условиями особого хозяйствования,с занятием рыболовством и охотой на лесного зверя и птицу.

Еще одно средство этнопедагогики-это языковая культура. Очень важно познакомить детей с языковым многообразием народов,населяющих территорию Мордовии (мордовские языки:эрзянский,мокшанский,вызвать интерес к изучению родного языка и желание говорить правильно и красиво на родном изучаемом (мокшанском,эрзянском)языке. В нашем детском саду функционирует кружок дополнительного образования «Марлюнясь»,где дети изучают мокшанский язык.

Таким образом,элементы этнопедагогики-это способы педагогического воздействия,с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами современного общества. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализировать потенциал национальных традиций,обычаев;помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Однажды придя к малышу, сказка останется с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Сказку я использую как в воспитательно-образовательном.

«Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Формы и приемы использования детского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Моргачева Ольга Геннадьевна, воспитатель,.

Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Испокон века книга растит человека /Русский народный.

Использование элементов аквааэробики для детей старшего дошкольного возраста [слайд 1] Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются.

Отчёт о нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Преемственность нравственного воспитания в МДОУ «Детский сад № 10» и ОУ как ключевое требование ФГОС» Нравственное воспитание детей дошкольного.

Презентация «Роль подвижной русской народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 5–6 лет» Тип проекта: Творчески – информационный. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой (15-25 человек, По времени.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что.

Сказка в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Развлечение в средней группе «Любимые сказки» Развлечение в средней группе «Любимые сказки» Цель: Создание праздничной атмосферы. Понимать содержание сказки. Подводить к осмыслению.

Опыт работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автор приходит к выводу: чтобы повысить.

Источник



Средства народной педагогики
статья на тему

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете

Скачать:

Вложение Размер
Средства народной педагогики 52 КБ

Предварительный просмотр:

Средства народной педагогики и возможности их использования

при воспитании трудолюбия

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые из поколения к поколению. Без этого невозможно воспитать полноценную личность. Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания важного для самобытности общества.

Следует отметить, что общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание « средства народного воспитания» не выработано. Большинство исследователей к средствам народной педагогики относят труд, игру, слово, общение, искусство, народные праздники и обряды, произведения устного народного творчества и т.д. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Как мы уже отмечали, труд – это основа воспитания личности. Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестно относиться к труду с самого раннего возраста. Также следует воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Воспитание трудолюбия должно быть целенаправленным, развивать личность. Наши предки считали, что человеку мало просто любить труд, нужно иметь привычку, потребность трудиться, не проводить бесцельно время. Свою трудовую школу маленький ребёнок начинал рядом с членами семьи: подавал инструменты, наблюдал за работой, в дальнейшем заканчивал работу. Подрастая, ребёнку доверяли более сложную работу, Так он постепенно овладевал ремеслами близких и родных. По сведениям Г.Н.Волкова в 50 –е годы прошлого века мальчики 10 – 12 лет могли выполнять 100 – 110 видов труда, а девочки этого возраста – 120 – 130 видов. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях.

Важным фактором развития детей является игра. Это социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали важную роль игры в развитии ребёнка, считая её ведущим видом деятельности у детей. Игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании. Она является отражением жизни народов, в ней воспитываются качества, необходимые для выживания именно на той местности, где проживал данный этнос. Высоко оценивали воспитательное и образовательное значение народных игр Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание личности осуществляется прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует». Различают обрядовые, досуговые игры, народные забавы. Например, в нашей местности популярны обрядовые игры, проводимые в праздники «Навруз», «Сабантуй», «Сәмбелә», «Нардуган», также в «Рождество», «Святки», и «Масленицу». В народных играх отражался образ жизни, труд и быт людей. Они были не только развлечением. С малых лет дети подражали в играх взрослым, изображая серьёзные занятия старших: охоту, жатву и т.д. Считаем уместным привести слова педагога и психолога К.В.Динейки: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь, в конечном счёте, народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений».

Отдельные средства народной педагогики воздействуют действием (труд, игра), третьи формой (изделия народного творчества). Наиболее действенными являются словесные средства воспитания . Говоря о необычайной силе слова как фактора народного воспитания, академик Г.Н.Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно». Многие писатели говорили о важности родного, материнского языка. Для ребёнка знакомство с родным языком начинается с колыбельной песни. Колыбельные песни были пожеланием счастья и благополучия маленькому человеку и выражали любовь матери. Взрослея, дети знакомились с богатейшим песенным наследием народа. Среди различных песен были и связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами.

Когда ещё не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, сочиняли пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, создавали сказки, легенды и другие произведения. Народные творения сохранялись в народной памяти и передавались от поколения к поколению. Каждый рассказчик привносил в них что – то своё, приукрашал их. Так создавалось устное народное творчество , «фольклор» (в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»). Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, в них представлен своего рода нравственный кодекс. Среди произведений устного народного творчества первыми появились те, которые объясняли явления природы, мира, историю племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже появились произведения для веселья, выражения чувств и переживаний. К ним относятся пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки, лирические песни, частушки и другие.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянек, матерей, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни.

Потешки передают ребёнку нравственные основы в процессе игры при повторении различных движений и жестов.

Прибаутка – небольшая стихотворная сказка с ярким динамичным сюжетом, служит для развлечения малыша («забавушки»).

Загадки – одно из самых древних произведений фольклора. Это иносказательное описание предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать, своего рода испытание в мудрости.

Пословицы и поговорки – самые короткие произведения устного народного творчества. В сжатой и образной форме в них отразилась мудрость народа, его отношение к окружающему миру и к жизни. Пословица – краткое законченное изречение, имеет поучительный смысл. Указывает, как правильно поступать в разных ситуациях, как относиться к дружбе, учению, труду. Они легки для запоминания, нередко содержат рифму или созвучие:

«Терпенье и труд всё перетрут». В нашей речи встречаются и поговорки. Это тоже короткое и меткое народное выражение, украшающее речь. Поговорки также пришли из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи прошлого.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать значения слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, так называемые жемчужины народного творчества, живут в речи и помогают в самых разных ситуациях, потому что отражают многовековой опыт наших предков.

Сказки называют золотым фондом народного фольклора, сокровищницей педагогических идей. Это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных событиях, но характер этих фантастических событий очевиден. Дети проявляют к сказкам нескрываемый интерес, причина в их языке, стиле, простоте и выразительности. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, добавлять окончание фраз, им нравятся небольшие песенки и стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию речи малыша, его нравственности, духовности. Учиться уму – разуму на примерах сказки для них предпочтительнее, чем слушать мамины нравоучения. Возрастом сказки считают дошкольный возраст. Сказка пользуется у дошкольников огромной любовью. Почему же сказка эффективна при работе с детьми? Дело в том, что сказка позволяет детям мечтать и фантазировать. Это особая реальность, в ней в доступной для ребёнка форме можно постигать взрослый мир чувств и переживаний. Слушая и воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным персонажем, отождествляет себя с положительным героем. Ненавязчиво ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, поддерживается его вера в себя. Включается механизм идентификации – процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов поведения. Следует отметить важность правильного подбора сказок для детей взрослыми, как воспитателями, так и родителями. При выборе сказки нужно обращать внимание не только на её доступность и занимательность, но и моральную сторону, следует избегать грубости и жестокости. Нами был составлен примерный список сказок для воспитания трудолюбия. Положительным моментом является и то, что сказка помогает создать вокруг ребёнка жизнерадостную атмосферу, что очень важно для развития положительных нравственных качеств личности ребёнка. Многие сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, внушают мысль о том, что труд составляет основу жизни, что без работы невозможно само существование человека. Все они учат любить труд и ненавидеть, зло, трусость и лень. Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Итак, жизненная мудрость как следствие отражённого в сказках многовекового народного опыта в сочетании с ясностью и доступностью решений, художественным совершенством делает сказки благодатным педагогическим материалом для воспитания у детей положительных нравственных качеств, в том числе и трудолюбия. Сказки, народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Некоторые исследователи полагают, что в старшем дошкольном возрасте можно включить в педагогический процесс и знакомство с эпосом. Эпос – большие устные эпические сказания в стихотворной и прозаической форме. Данные народные сказания обладают жанровым многообразием: русские былины, якутские олонхо, татарские баиты, карельские руны, нарты и дастаны. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, ратной и трудовой дружбы. Образы эпоса до сих пор вдохновляют мастеров культуры в их творчестве, питают соками национальную культуру.

Искусство также считают средством народной педагогики. Народное искусство, является хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Оно отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её культуры. Отношение ребёнка к искусству основано на эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через обряды, народный эпос, декоративно – прикладное творчество позволяет детям как бы стать участником событий. Постигая народное искусство, дети знакомятся с его глубинным смыслом с миром идей, чувств, картиной мира, ценностей человека. Отсюда — понимание искусства происходит через «вживание» в чужую культуру, являясь одной из форм диалога культур. Здесь механизм воспитания работает путём погружения ребёнка в культуру.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц. Они непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Народные праздники занимают особое место в процессе воспитания детей. Они представляют собой синтез многих видов народного искусства. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его жизнь. Они включали в себя ритуальные действия, игры и состязания, народные гуляния с танцами и песнями, обрядовую кулинарию. Ничто так не объединяло народ, как народные праздники. Академик Г.Н.Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». Сочетая различные виды творчества (песни, стихи, народные танцы, пословицы и т.д.) они оказывают большое воспитательное значение на сознание и чувства детей. Знакомясь с обрядами, песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях народа. Через участие в народных праздниках у них формируется отношение к своему народу, другим культурам и, в частности, к труду.

Сегодня назрела необходимость переосмысления традиций народной педагогики. Следует чаще обращаться к средствам и методам народной педагогики как педагогам в школе, так и родителям в семьях, в особенности при воспитании у детей трудолюбия.

Источник