Меню

Народные приметы по экологии для детей дошкольного возраста

Народные приметы по экологии для детей дошкольного возраста

Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу важнейших проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение в воспитательной работе. В настоящее время – время ухудшения экологической ситуации во всем мире, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Отчуждение от природы, эксплуатация и потребительское отношение к природным ресурсам приводят к тяжелым экологическим последствиям. К сожалению, данный факт свидетельствует и об изменениях духовного мира человека. Духовное оскудение человека, отчуждение от природы, низкая экологическая культура – проблема, которую призвано решать образование.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде закладывается у ребенка, в первую очередь в семье и продолжает формироваться в детском саду [1].

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, обычаям, приметам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. На наш взгляд, при осуществлении экологического воспитания сегодня целесообразна опора на средства народной педагогики. Обращение к родникам народной мудрости повысит эффективность формирования экологической культуры старших дошкольников [2].

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался ими в форме примет, поговорок, закличек, легенд. Приметы позволяли нашим предкам видеть, каким будет урожай, что было для них жизненно важно, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Народные приметы и суеверия берут свое начало еще с древности. Тогда, когда человечество на Земле не обладало еще никакими научными знаниями, именно приметы призваны были дать объяснения всем событиям в жизни людей. Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развивать наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать и делать выводы. Народная культура помогает воспитать в дошкольниках: неразрывную связь с природой, открытость, воспитать национальный характер, самобытность, контактность с культурой других народов. Заложенные в народной культуре высокая духовность и нравственность означают гармонизацию организации бытового уклада общества, уважения к традициям и бережного отношения к природе [3, 4]. Приметы обычно связывали с погодными условиями, поскольку от природы зависела жизнь людей и процветание сельскохозяйственных культур. В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например: жаворонки летят – к теплу, зяблики – к стуже. Из березы течет сок – к дождливому лету. Если зимой вечером на небе много звезд – жди мороза. Собака в снегу валяется – не за горами вьюга. Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Выявление уровня знаний старших дошкольников народных примет

Количество названных народных примет

От 5 примет и выше

22,3 % – 10 человек

От 2 до 4 примет

35, 5 % – 16 человек

Нет ответа; ответ – не знаю; названа только 1 примета

42, 2 % -19 человек

Гром в сентябре предвещает теплую осень. 8 сентября на прогулке можно собрать с детьми калину и рябину. Проследить, если был собран хороший урожай, то это предвещает мороз. В последующем рябину можно использовать в подделках и оформлении уголка «Видим красоту в необычном».

14 сентября – начало бабьего лета. В первую очередь, объяснить детям, что такое бабье лето и сколько оно длиться. Проследить, если первый день бабьего лета ясный, то бабье лето будет теплым и солнечным.

На прогулке или в группе, можно обратить внимание детей на такое природное явление как: если они услышат гром в октябре, то, скорее всего, будет бесснежная и мягкая зима. Пометить в дневнике наблюдений за народными приметами, что за 40 дней до наступления настоящей зимы выпадает первый снег.

8 октября – научить отличать детей сухую землю от мокрой и отметить, что если первый снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдет. Если хорошая погода, то стоять ей целых три недели.

20 октября – Пометить в дневнике наблюдений, что если выпадет снег, когда деревья еще листву не сбросили, то он скоро растает.

В этом месяце, проследить с детьми есть ли иней на деревьях (будут морозы!). Нарисовать в дневнике наблюдений комариков, если они есть в ноябре, это означает, что будет мягкая зима.

Записать в дневнике 8 ноября и отметить, что если день будет со снегом, то и на Пасху будет снег.

Показать детям на картинке синиц. Проследить 12 ноября, если будет большое скопление синиц около домов – это признак приближающихся холодов.

29 ноября – Если ветры веют буйные – быть вьюгам-метелям до 19 декабря.

Первый снег в декабре плотный, мокрый и тяжелый – быть влажному лету, а сухой и легкий – быть и лету сухим.

Декабрь снежный и холодный – будет и год плодородный.

Если в декабре частые ветры, то в марте и апреле на дворе будет слякоть.

Теплый декабрь – к затяжной зиме и поздней холодной весне.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – это к урожаю.

Рассказать детям, что если в январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший. Отметить рисунком в дневнике.

Рассказать о двух православных праздниках – Крещении и Пасхе, обозначить в каких числах они бывают и с чем связаны. Проследить, что если в Крещенье метель – и на Пасху метель. На Крещенье снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю. Отметить рисунком в дневнике наблюдений.

Проследить есть ли в январе частые снегопады и метели. Если есть, то июль будет дождливым. Отметить в дневнике наблюдений был ли холодным январь. Если был, то июль будет сухой и жаркий, а грибов не будет до осени.

Показать детям картинку дятла. Если рано в январе начинает стучать дятел – к ранней весне.

Окончание табл. 2

Рассказать детям, что если висят длинные сосульки в конце февраля – это к долгой весне.

Родителям можно предложить обратить внимание дошкольника на то, что, если посмотреть 1 февраля на небо и увидеть на нем много звезд, то зима будет долгой. Коли 1 февраля погода ясная – весна будет ранней.

Отметить в дневнике наблюдений, что теплый февраль обманчивый: будет холодная, с заморозками, весна. Посмотреть на прогулке, прилипает ли снег к деревьям. Если прилипает – к теплу.

Рассказать детям, что какой будет март, такая и весна будет.

Если увидят гром ранней весной – будет холодно.

Показать трясогузку на картинке. Объяснить, что если она прилетит в марте, то через 12 дней река разольется. Отметить это в дневнике наблюдений.

14 марта – На Евдокию погоже – все лето пригоже. Объяснить чем этот день необычен. Занести в дневник наблюдений. 22 марта – День «40 святых». Объяснить детям, почему так назвали этот день. На Руси выпекали из теста весенних птичек – жаворонков, скворцов, куликов. В представлении славян птицы на крыльях приносили весну. Если день теплый – будет 40 теплых дней, а холодный – 40 холодных. Отметить это в дневнике наблюдений.

Читайте также:  Обработка баклажан народными средствами

Рассказать, что если синее небо в апреле – к теплу и дождю. А звездные ночи в конце апреля – к урожаю. Отметить рисунком в дневнике наблюдений.

18 апреля – день Федула-ветренника. Объяснить, чем знаменит этот день. Если день солнечный – ждите хорошего лета, если пасмурный – ненастье и плохое лето.

24 апреля – Если воды не потекли, то весна поздняя и лето будет плохим.

Рассказать, что если май холодный – год хлеборобный. Дождь в мае – жди урожая.

Обратить внимание на прогулке 4 мая на черемуху. Если черёмуха зацвела, то будет тёплое лето.

13 мая – этот день отмечен в русской традиции особыми приметами. Если вечером этого дня небо будет звездным и поднимется теплый ветер – то, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. Отметить в дневнике наблюдений это число и нарисовать соответствующий теме рисунок. 25 мая – день Епифана. Примечали: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». Отметить в дневнике.

26 мая – Лукерья Комарщица. Появились комары. Будет потепление в ночную пору. Наши предки с этого дня начинали сбор лекарственных трав. Сделать заметку в дневнике наблюдений.

Сделать заметку в дневнике наблюдений: 10 июня – если день был погожий и тихий, это предвещало хороший урожай.

Отметить в дневнике наблюдения этот важный день: 22 июня – конец весне – почин лету. Самый длинный день, самая короткая ночь. В реке спад воды.

25 июня – поворот: солнце на зиму, а лето – на жару.

Сходить с детьми в лес/парк на экскурсию и посмотреть много ли там ягод. Обилие ягод предвещает холодную зиму.

Дать детям задание, посмотреть утром на траву. Если трава сухая – к ночи ожидай дождя.

13 июля в лесу на экскурсии послушать кукует ли кукушка – если кукушка продолжает куковать – лето будет хорошее и долгое.

15 июля – появляются на деревьях желтые листья – к ранней осени и зиме. Отметить это в дневнике наблюдения и сделать рисунок.

21 июля – Начало самой сильной жары

Рассказать, что августовские росы – к хорошей погоде.

Объяснить детям, что 7 августа – Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то предстоящая зима наступит рано и ожидается морозной.

Занести в дневник наблюдений, что если 17 августа – погода будет хорошая, то и ноябрь будет хорошим.

26 августа – день Тихона. Объяснить, почему так назван этот день. Проследить, ветры дуют тихо – к хорошей погоде, а бурей проносятся – быть дождливому сентябрю.

Наряду с традиционными занятиями, экологическое воспитание можно осуществлять в различных формах: экскурсии на природу, тематические подвижные игры, разыгрывание сценок. Знание и использование примет в повседневной жизни может обогатить представления о явлениях природы не только у дошкольников, но и у родителей.

С целью уточнения представлений детей о взаимосвязях явлений природы, о народных приметах, нами было проведено исследование. При этом мы условно выделили уровни сформированности представлений детей о народных приметах:

низкий уровень: совсем нет ответа, ответ – «ничего не знаю» или названа лишь одна примета;

к среднему уровню относим – знание 2-4 примет;

высокий – знание от 5 примет и выше.

Всего в исследовании принимали участие 48 детей старшего дошкольного возраста (100 %). Задача перед дошкольниками стояла простая: ответить на вопрос «Какие приметы о погоде, природе, птицах и животных ты знаешь?».

Результат исследования представлен в нижеследующей таблице.

В ходе опроса пришли к выводу что, большинство детей знают не более одной народной приметы, и называют ее с большим трудом. Это свидетельствует о том, что родители, педагоги не часто используют в повседневной жизни народные приметы. Всего 35,5 % детей были отнесены к среднему уровню. Они называли такие приметы как: если вечером закат очень яркий, наступающий день будет холодным. Много комаров и мух – будет теплая погода и другие. К высокому уровню были отнесены лишь 22, 3 % дошкольников. Они с легкостью вспоминали приметы, рассказывали, что их научили родители, бабушка, или это они узнали на прогулке с воспитателем. По результатам предварительного наблюдения, можно отметить, что все дети очень любят находиться на прогулке, они заинтересованно слушают, когда воспитатель рассказывает о тех или иных явлениях природы. В тоже время, воспитатель не использует весь арсенал форм и методов работы с дошкольниками по использованию народных примет, что снижает эффективность экологического воспитания.

Считаем, что работа с дошкольниками по экологическому воспитанию в детском саду и дома будет более продуктивной и интересной, если использовать «Календарь примет». Так как перечисленные в «календаре примет» явления, носят сезонный характер, то можно вести «дневник наблюдений за народными приметами». Результаты работы могут быть оформлены и в «Портфолио ребенка». То есть делать заметки, на какое число конкретного месяца будет приходиться то или иное явление природы или зарисовывать «условный знак», когда данное явление уже прошло. На наш взгляд, целесообразно обратить внимание старших дошкольников на следующие приметы (табл. 2).

Таким образом, в настоящее время, проблеме экологического воспитания подрастающего поколения средствами народных примет нужно уделить больше внимания. Ведь совершенно неоценима помощь накопившегося народного опыта связи между объектами природы и миром людей. Такой опыт воспитывает в дошкольниках не только бережное отношение ко всему живому, но и учит хранить, ценить и передавать память следующим поколениям. Кроме того, непосредственная образовательная деятельность в детском саду, с включением в экологическое воспитание закличек, традиций и народных примет, сделает занятия более познавательными и интересными.

Но, прежде всего, работу по экологическому воспитанию нужно проводить активно сотрудничая и взаимодействуя с родителями воспитанников. Формы такой работы могут быть разнообразными: консультации, круглый стол, тематические занятия и др. Ведь если современные дети мало осведомлены о народных приметах, то через поколение данный опыт может исчезнуть. Подрастающее поколение – это будущее всего мира, а чтобы оно было светлым и прекрасным, каждый должен начать, прежде всего, с самого себя и использовать в повседневной жизни мудрость народа.

Источник



Картотека «Народные приметы» по экологии
картотека по окружающему миру по теме

приметы на дождь, на хорошую погоду, на мороз и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
narodnye_primety.docx 28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Примета на хорошую погоду .

-Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом — к хорошей погоде.

-Всплески рыбы на воде днем и вечером — прогнозируют устойчивую погоду, без каких либо осадков.

-Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют–

по приметам к хорошей погоде без осадков.

-Когда Чайки садятся на воду и спят — это примета перед тихой погодой.

-Если во время дождя начинают петь птицы, а чайки садятся на воду -дождь скоро прекратится, наступит хорошая погода.

-Вечером ласточки летают высоко — к устойчивой ясной погоде.

-Голуби разворковались — к теплу.

-Птицы садятся на верхушки деревьев — к теплу.

Примета на Дождь .

-Если Кувшинка закрывается — быть дождю по приметам.

-Клен «плачет»- к дождю.

-Цветы издают сильный запах — к дождю. Сильнее, чем обычно, пахнут акация и жасмин, левкои и петуния, над ними вьется множество насекомых — к дождю.
-Ночная роса не просыхает — быть грозе.

-Комары кусают весь день — к продолжительному дождю.

-Пиявки появляются на берегу — к продолжительному дождю.

-Галки и вороны кричат — к дождю.

-Рано утром не слышно жаворонка — к дождю.

-Воробьи купаются в пыли — быть дождю.

Примета к ненастью .

-Лес шумит без ветра — к неустойчивой погоде.

-Цветки мальвы, ноготков, сложили лепестки,

склонились и будто увяли — к ненастью.

-Собака валяется в снегу — к вьюге.

-Ласточки низко летают над водой — к дождю и ветру.

-Лес притих — быть грозе.

Примета на Мороз .

-Когда дома кошка свернулась клубком — к морозу.

-Если Гуси или качки хлопают крыльями, поднимают под себя одну ногу — к морозу.

-Ворона прячет клюв под крыло — определённо к стуже.

Народные приметы про птиц

-Если птицы прилетят поздно, лето будет долгое.

-Птицы прилетят рано — скоро весна придет.
-Осенью птицы летят высоко — зима будет теплая.

-Осенью птицы летят низко — зима будет холодная.

-Если птицы с поля летят в лес, жди бурю.

-Летом птицы летают низко — дождь пойдет.

-Зимой птицы летают очень низко — снег выпадет.

-Если зимой птицы летают высоко, будет тепло, низко — холодно.

Народные приметы — Муравьи

-Муравьи быстро работают — день будет очень хороший и ясный.

-Муравьи прячутся в муравейник — скоро снег выпадет.

-Муравьи прячутся в кору дерева — дождь пойдет.

-Летом муравьи прячутся в муравейник — к дождю.

Народные приметы — Пчёлы

-Если пчелы из улья вылетают рано, весна будет хорошая.

-Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой — далеко в поле.

-Если с приближением тучи пчелы не прячутся в ульи,

-Если пчелы утром рано отправляются за взятком, день будет хороший.

Народные приметы- Насекомые

-Сверчок начнет петь с вечера — потеплеет.

-Осенью комары появятся — зима будет теплая.

-После дождя комары в кучу собираются — будет жарко.

-Мухи кусаются — к дождю. Мухи пропали — скоро зима.

-Летом паук находится в середине паутины — к ясной погоде.

-Дождевые черви выползут на поверхность земли — пойдет дождь.

Народные приметы — Кукушка

-Если Кукушка осенью кукует — осень будет теплая.

-Кукушка, которая рано кукует — весна будет теплая и долгая.

-Если много кукушек кукуют одновременно, будет отличная погода, день будет ясный.

-Кукушка кукует на сухом дереве — к холоду.

Народные приметы- Ласточки

-Если ласточки летают суматошно, день будет ясный.

-Если ласточки летают очень высоко — указывают по приметам

на хорошую погоду.

-Если ласточки прилетели, холодов больше не будет.

-Ласточки летают низко — к дождю.

Народные приметы- Вороны

-Если даже черные вороны улетят и их совершенно не видно, — зима будет холодная.

-Когда зимой вороны громко каркают — реально похолодает.

-Летом вороны каркают — дождь пойдет.

Народные приметы- Воробьи

-Зимой воробьи собирают перышки — к сильному морозу.

-Воробьи громко чирикают — к ясной погоде.

-Когда воробей начинает купаться, то по приметам это к жаре.

Народные приметы определение по временам года

-Зимой бураны — лето будет ясное.

-Холодная зима — к теплой весне.

-Если зима теплая — лето будет холодное.
-Лето очень теплое — зима будет холодная.
-Теплое лето — к холодной осени.
-Осень дождливая — весна будет ясная.
-Осень ясная — весна будет дождливая.
-Холодная осень — к теплой весне.
-Если летом нет дождей- зимой будут бураны.
-Если зимой буран- в соответствующий день лета будет дождь.
-Весной нет дождей — осень будет дождливая.
-Весна очень теплая — лето будет холодное.
-Зимние бураны — к дождливой весне.
-Если осенью снег ляжет быстро- весной долго не растает.
-Один год зима теплая, другой — холодная.
-Если летом дождей было мало — зима будет холодная.
-Если летом дождей много — зима будет снежная.
-Весна придет рано — ранняя зима будет.
-Лето ветреное — зимой тоже будут ветра.
-Осень короткая — зима будет долгая.

Народные приметы Зимы

-Согласно народным приметам зимы о погоде говорится, — что

к примеру много желудей на дубе — это примета холодной зимы.

-Если много урожая ягод на рябине — примета обещает холодную зиму.
-Если осенью листопад пройдет быстро — будет суровая зима.
-Туманный круг около солнца — к метели.
-Солнце закатывается в тучу — к бурану.
-Если ночью Рога луны остры и ярки — к дождю, если круты –

к морозу.
-Месяц нарождается: лежа — к теплу, стоя — к морозу.
-Молния зимой — к буре.
-Когда снег спустился большими хлопьями на землю — примета повествует к ненастью и мокроте.
-Ясное небо — к морозу.
-Зимою небо заволакивается — к метели.
-Звезды сильно блестят — к морозу.
-Ночью луна чуть красновата — ветер на завтра принесет тепло

и снег.
-Воробьи дружно чирикают — к оттепели.
-Если много Воронов в одном месте садятся на вершины деревьев — в этом случае примета говорит что к морозу, ежели

на нижние ветки садятся — к сильному ветру.
-Кошка скребет пол — к ветру и метели.
-У зайцев шерсть побелела — зима близко.
-Зайцы держатся около жилья — к морозам.
-Воробьи прячутся в хворост — на мороз или перед метелью.
-Синичка с утра пищит у окна — ожидай ночью мороз.
-Если в мороз запотели окна — жди потепления.
-Куры рано на насест садятся — к морозу и чем выше. тем сильнее мороз.
-Если деревья покрылись инеем — к теплу.
-Сухой и легкий снег — к сухому лету.
-Если ночью будет иней — днем снега не выпадет.
-Если год урожайный — зима будет холодная.
-Если листья опадают- на влажную землю, жди теплую зиму.
-Когда осенью листья опадают мгновением ока — значит зимой много снега будет.
-Через месяц после первого снега быстро опадут листья с деревьев — зимой снега будет много.
-В тихий день лес шумит —дождь пойдет.
-Много уродилось рябины — зима будет холодная.
-Если осенью мало рябины,- зимой снега будет много.
-Сильная рябина — осень будет дождливая.

Народные приметы Весны

Народные приметы весны предупреждают,- если в марте снегу нанесет, значит апрель водой смоет.
-Апрельский цветок ломает ледок.
-Если черемухи взбелеют — значит погода будет плохая, холодов навеют.
-Когда в марте первый гром грянет при северном ветре –

к холодной весне, при восточном ветре — к сухой и теплой, при южном — к теплой.
-Если ранней весной сверкает молния, однако грома не слышно — значит лето будет сухое.
-Когда Дуб развертывается — холод стоит.
-Длинные сосульки весной- к долгой весне и плохой погоде.
-Если радуга высокая и появилась в середине дня — значит дождя

в этот день уже не будет.
-Низкая полуденная радуга — предвестник большого ливневого дождя.
-Радуга после дождя означает, какая бы она ни была — крутая или пологая — остаток дня будет хорошим и ясным.
-Багровые зори ночью — к ветрам днём.
-Много хрущей — примета предсказывает засуху.
-Когда снег бойко тает и вода бежит сильным ручьём –

это к мокрому лету по приметам.
-Снег тает с северной стороны от муравейника — лето теплое

и долгое; с южной стороны — холодное и короткое.
-Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
-Март с водой, апрель с травой.

Народные приметы Лета

-Если степные луни устраивают свои гнезда на сырой окраине болота — будет засуха.
-Если дуб распускается раньше ясеня, а береза — раньше ольхи,

то это примета сухого лета и наоборот.
-Обильное выделение березового сока в апрельские дни –

к дождливому лету.
-Если ласточки строят гнезда на солнечной стороне дома – к холодному лету.
-Перед сильным дождем кроты выбираются из нор.
-Появление на поверхности земли дождевых червей — к дождю.
-Если рано утром пчелы дружно отправляются на медосбор — будет ясный день, сидят на прилетных досках — быть дождю.
-В небе спозаранку звенит колокольчиком жаворонок, высоко летают стрижи и ласточки, мелодично поет зяблик, парит величественно коршун, а чайка села на воду — будет хорошая погода — по любой из этих примет.
-Щурки золотистые массированным налетом охотятся за пчелами — по приметам плохая погода, будет дождь.
-Перед дождем куры тщательно ощипываются, гуси и утки подолгу плещутся в водоемах, кричат и смазывают перо жиром, петухи среди белого дня заводят перекличку по селу. В это время не стрекочут кузнечики, не подают признаков жизни сверчки, муравьи старательно заделывают входы-выходы в муравейниках. Быть дождю.
-Если бабочка-крапивница в ясную тихую погоду начинает прятаться в защищенном от ветра месте, а иногда залетает

в помещение — через 2-3 часа жди грозу или сильный дождь.
-Ветви елей поднимаются вверх, а чешуйки шишек плотно прилегают; никнут белые цветки лугового сердечника, чистотела, а кувшинки, одуванчики закрывают цветки — скоро будет дождь.
-Перед дождем сильно пахнут цветки донника, жимолости,

а листья клена начинают «лить слезы» у основания корешков.
-Приход грозы можно определить даже за несколько дней по небу, где начинают высоко появляться тонкие прозрачные полоски перистых облаков — верный признак ненастья и плохой погоды, громких гроз.
-Солнце перед грозой всегда мутное, спрятанное за пелену, ощущается удушливый зной, а на горизонте появляется полоса облаков, слившихся в темную сплошную массу.
-Если туман с вечера опускается вниз и ложится на землю, то завтра не будет дождя. Если туман поднимается вверх от земли или воды — будет очень жарко.
-Облака плывут высоко — к хорошей погоде.
-К ночи холодно, северный ветер, нет росы — к ненастью.
-Глухой гром — к тихому дождю, резкий к ливню.
-Гнилушки в жаркий день влажными стали — к дождю.
-Теплые ночи — к большому медосбору.
-Сильная роса — к ведру, сухорос — к дождю.
-Если гром гремит отрывисто и непродолжительно — жди ясной погоды; беспрерывно — будет град;

при дождливой погоде — жди длительного похолодания.
-Вечерний лес теплее поля — к теплой, ясной погоде.
-Если мошкара вечером «толчет мак» (собирается в воздухе столбиками) — к ведру.
-Сверчок кричит — на хорошую погоду, молчит — на дождь.

Народные приметы Осени

-Если птицы задерживаются — в родных краях дольше обычного, то согласно народных примет стужа придет не скоро.
-Рано осенью много снега- — к ранней весне.
-Если белка строит гнездо низко — к морозной зиме, если высоко — к теплой.
-Когда в лесу мало рябины,- то осень будет сухая, а когда много — дождливая.
-Когда тучи небесные слишком опускаются к земле –

значит к ненастью.
-Облака редкие — будет ясно и холодно.
-Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.
-При заходе солнца затягивает небо с севера — к ветру.
-Закат солнца желтый, золотистый или розовый -то по приметам будет хорошая погода.
-Звезды яркие — к хорошей погоде, тусклые — к дождю.
-Толстые кучевые облака ходят низко — к ненастью, высоко –

к ведру.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе — сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
-Коли дует северный сердитый ветер — будет стужа недалече, южак подул — к теплу, западный — к мокроте, восточный к дождю.
-Если в октябре лист с дерева не чисто спадает — жди строгой зимы.
-Пока лист с вишен не опал,- сколько бы снега не выпало,

оттепель его сгонит.
-В ноябре тепло морозу — не указ.
-Если утка сидит еще на воде и не улетает — даже в холодный дождь, то хорошая погода еще продержится долго.
-Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепелям.
-Лебеди летят на юг поздно — осень будет долгой и теплой.
-Если осенью снега нанесет рано, — то и весна будет ранняя.
-Гуси полетели — скоро быть снегу.
-Дневной снег не лежит — первый прочный снег выпадает ночью.
-Когда в ноябре небо заплачет, — то следом за дождем и зима придет.
-Большие муравьиные кучи к осени -предсказывают по приметам на суровую зиму.
-Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
-Пчелы осенью плотно заделывают леток прополисом –

на холодную зиму, оставляют его открытым — к теплой зиме.
-Осиновые листья ложатся лицом вверх — по примете к холодной зиме, ежели изнанкой к верху — зима теплая будет.
-Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.
-Осенний иней — к сухой, солнечной погоде.

Источник