Меню

Народные приметы июня июля августа

Календарь русских народных примет, Лето

Русский народный календарь. Народные приметы. Время года — Лето: Июнь, Июль, Август.

Лето включает три календарных месяца: июнь, июль, август.

По гражданскому календарю лето приходит в 1-й день июня и продолжается 92 дня.
Включая подсезоны:
1-10 июня — Предлетье
11 июня — 5 июля — Начало лета (Пролетье)
6 — 26 июля — Полное лето
27 июля — 26 августа — Спад лета
27 — 31 августа — Начало осени.

Аситрономическое лето начинается 21-22 июня и длится от вступления солнца в знак Тельца (май) до перехода его в созвездие Льва (сентябрь).
Самые длинные дни в году: 17 ч.35 мин. день и 6 ч. 25 мин. — ночь.

Фенологический календарь указывает, что лето наступает тогда, когда заколосится рожь, полетят семена вяза-крылатики, зацветет шиповник. Оно делится на два периода:
1) До зацветания липы — это в среднем первая декада июля;
2) От зацветания липы до первого заморозка на почве.

Лето начинается 11 июня и заканчивается 26 августа, включая в себя 76 дней с подсезонами:
Начало лета — 26 дней,
Полное лето — 21 день,
Спад лета — 29 дней.

В некоторых календарях даются другие данные, так, начало лета с 10 июня, а не с 11-го; полное лето — 19 дней и т.д.

По календарю метеорологов начало лета считается по времени, когда среднесуточная температура воздуха устойчиво переходит через +10. +15 С.

По народному календарю молодое лето начинается с середины июня, когда полностью отцветают белая и лиловая сирень, раскрываются цветы рябины и шиповника.
Но летом «день на день не приходится, час на час не выпадает». Могут быть и заморозки, и проливные дожди. «Дождливое лето хуже осени». «Ранний дождь озолотит, а поздний разорит». «Красное лето никому не докучило». Лету соответствует священный камень рубин, напоминающий яркость и зной летнего солнца.

На лето приходятся православные праздники: Вознесение, Троица, Иванов день, Ильин день, Спас, Успение, Преображение;
посты: Петров пост и Успенский пост;
народные праздники: День мелиоратора, День работников легкой промышленности, День медицинского работника, День изобретателя и рационализатора, День молодежи, День кооперации, День работников морского и речного флота, День рыбака, День металлурга, День работников торговли, День военно-морского флота, День железнодорожника, День физкультурника, День строителя, День воздушного флота, День шахтера.

В народе говорят:

Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь.
Лето бурное — зима с метелями.
Лето дождливое — зима снежная, морозная.
Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
Урожайное лето предвещает холодную зиму.
Хлебород — к суровой зиме.
Каково лето — таково и сено.
Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.
Летний день год кормит.
Не моли лета долгого, моли теплого.
Если летом ночью не будет росы, днем будет дождь.
Если при ясной погоде летом отдаленные предметы не ясны, как бы в тумане — будет дождь.
Когда издалека видимые предметы кажутся необыкновенно большими, можно ждать северного ветра и дождя.
Если воздух над лесом посинеет — будет тепло.
Если летом петух запел раньше девяти часов вечера — к дождю.
Журавель (у колодца) скрипит — к перемене погоды.
Ветряки (ветряные мельницы) скрипят — будет буря.
Если голос звенит — будет ясно.
Если звон колокола явственно раздается, будет ясно, глухо раздается — дождь.
Грачи летом пасутся на траве — скоро будет дождь.
Первый туман лета — верная грибная примета.
Ясный Млечный Путь летом — к ведру.
Если летом совсем пауков незаметно — неминуемо будет дождь.
Если пауков видно много — надо ждать хорошей погоды.
Вороны часто кричат — к дождю или буйной погоде. Когда муравьи летом наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
Если полевые мыши летом натаскивают в свои норы много хлеба, то можно ожидать холодной и продолжительной зимы».

На переходе от весны к лету отмечается Троица — поэтичный и радостный праздник. Седьмая неделя после Пасхи носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной». Все дни недели считались праздничными, но особенно выделялись Семик — седьмой четверг после Пасхи, родительская суббота и Троица-Пятидесятница (50-й день Пасхи), воскресенье.
Троица представляла собой целый комплекс обрядов. По их обилию этот праздник сравним только с зимними Святками. Не случайно Троицу называли зелеными Святками.
По веселью она близка к Масленице. Троицкие обряды дошли до нас в древней, арха­ичной форме, многое в них относится к языческому прошлому Руси. Главный смысл троицких обрядов — в почитании земли, культе растительности, в желании передать человеку силу и мощь природы.

Троица — это девический праздник. Девушки шли в лес или на луг, плели венки, завивали березку. Завивали березку по-разному. Скручивали ветки вроде венка; заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами, пригибали ветки к земле, приплетали к траве. Потом приходили развивать венки — смотрели, сохранились они или развились.
Кумление у березок проходило так: две девушки-подруги подходили с двух сторон к завитому на березе венку (загнутым в форме кольца ветками) и троекратно целовались через него. Покумившиеся девушки становилась как бы кровными родственницами, обещали дружить всю жизнь.
Девушки плели венки из цветов, бросали их в реку и гадали по ним: чей венок пристанет к берегу, та останется в девках; чей уплывет, та выйдет замуж; чей потонет, та умрет.
Первый понедельник после Троицы отмечается как Духов день. В народе он воспринимался как продолжение и завершение троицких обрядов. Главным событием были «проводы русалки». Поэтому всю троицкую неделю, включая и понедельник, называли «русальной».

В эту неделю, по поверьям, русалки выходили из воды и бегали по полям и лесам, качались на деревьях, набрасывались на встречных и могли защекотать до смерти. Русалка — красивая бледная девушка с длинными распущенными волосами — душа утопленницы или детей, умерших некрещеными. Такое толкование образа русалки сложилось в более поздний, христианский период и было распространено в основном на Украине и пограничных с ней областях. В представлениях южных русских русалка нередко приближается к ведьме.

Читайте также:  Мазь от ссадин народное средство

На Духов день приходился еще один очень древний обряд — это праздник Морены, а точнее, обряд «изгнания Морены из леса». Морена — это женский мифологический персонаж, дух леса, своего рода лесная русалка, хозяйка леса. По поверью, эта женщина-призрак, обладающая красотой и дьявольской силой, способная сбить с пути молодого неженатого человека, погубить молодое сердце. По сути Морена близка украинской Мавке. Сила ее может быть спрятана в стволе дерева, травах, даже в теле птицы.

На праздник Морены, как и Купалы, разжигают костры, но через них не прыгают. В этих кострах стараются сжечь как можно больше ветвей. Морена не купается в воде, не обливается, но она боится сильного огня, поэтому во время ночного празднования и поддерживают очень яркие костры. В обряде принимает учас­тие только молодежь.
Обряд изгнания Морены заключает в себе и аграрную магию. Дело в том, что проводится он в период начала сенокоса. Морену просят, чтобы она не помешала сенокосу на лесных лугах и не послала дождь.

На 7 июля (24 июня по старому стилю, день летнего солнцеворота) приходится православный праздник Рождества Иоанна Крестителя. На этот день выпадает важнейший календарный праздник славян — Ивана Купалы С праздником Ивана Купалы связывают массу легенд, поверий, он отличается богатством обрядовых действий. Эта веха служила в народном календаре точкой отсчета множества примет, необходимых крестья­нину в быту и работе.
Готовятся к празднованию Ивана Купалы еще 6 июля — на Аграфену Купальницу. С Аграфены начинают ку­паться, «закупываться». В этот день обливаются водой, особенно в ночь с 6 на 7 июля.
В этот день шли собирать травы, коренья для лечебных и знахарских целей. Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязатель­но), клали на ночь под подушку, чтобы приснился суженый: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» Утром проверяли: если трав оставалось двенадцать — это сулило замужество.
В ночь на Ивана Купалу гадали и по венкам. Венки бросали на воду, приговаривая:

Плыви, плыви, венок,
В тот уголок,
Где живет мой милый дружок.

В сторону какого села венок поплывет, оттуда и ждать жениха.
На заре самого праздника Ивана Купалы принято купаться, причем целебной считается не только вода, но и роса. На Ивана Купалу бегали по улицам с ведрами и обливали всех встречных.
Традиционно на Купалу разжигали костры, водили вокруг них хороводы, прыгали через них, отдавая дань очистительной магии.
Костры устраивали за селом, на высоком месте. Иногда обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков в знак того, что день с этого времени начинает убывать.
Cуществует поверье, что именно в купальскую ночь, один раз в году цветет папоротник. Кто увидит это цветение, сорвет цветок и съест его, тот будет «знатоком», будет все знать и будет счастливым всю жизнь.
По поверьям, в Купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно опасной вся не­чистая сила — ведьмы, оборотни, русалки, водяные. Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь, отбирают у коров молоко, портят хлеба; водяные стремятся утащить человека под воду; лешие заводят людей в чащу и т. д. Рассказывали и о чудесных явлениях, происходивших в ивановскую ночь с растениями. Широко бытовало поверье, что деревья в эту ночь разговаривают и даже переходят с места на место.

Лето продолжается, поспевает урожай.
С 21 июля, дня летней Казанской Богоматери, начинается под­готовка к жатве. Первый сжатый сноп хранят особо, его называют именинником, с него начинают молотьбу, его соломой кормят скотину, его зерна целебны для людей.
2 августа отмечается Ильин день, день Ильи-пророка. «Илья грозы, держит и наводит». По поверьям, на Илью обычно бывают «воробьиные ночи», когда в течение всей ночи слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе, особенно птицы, тяжело на сердце и человеку. По другим поверьям, «воробьиные ночи» — это очень короткие ночи — короче воробьиного хвоста. Так как на Илью бывали грозы, то в этот день не работали в поле, боясь, что грозный святой спалит урожай.
В августе вовсю идет уборка урожая, закрома наполняются зерном и плодами.
Наступает время Спасов. Первый спас — медовый, второй — яблочный, третий — ореховый, полотняный, хлебный.
На Успение (28 августа — по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки. По завершении работ жнеи катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

Русский народный календарь. Народные приметы,

Далее: июнь .

Весь раздел праздники и народные приметы .

Источник



Летние приметы

2 июня. Фалалей Огуречник. На Леонтия и Фалалея сажай огурцы. Множество шишек на елях — к урожаю огурцов.
3 июня. Олёна (Елена) Леносейка. Закончат сев хвлебов — сеют лен и коноплю. Хорошо рябина цветет — к урожаю льна. Если на Олёну ненастье, то и осень будет ненастной.
4 июня. Василиска — соловьиный день. Не сеяли, не пахали — этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились.
7 июня. Иванов день. С Иванова дня пошли медвяные (вредные) росы. Травы и коренья (лечебные) кладут под Иванову росу.
11 июня. Феодосия Колосяница. Колос цветет, наливается.
14 июня. Устин и Харитон. Красное утро на Устина — красный налив ржи. Пасмурное утро на Устина — к урожаю яровых. Устин тянет вверх коноплю, а Харитон — лен.
16 июня. Лука Ветреник. На Лукьяна, в канун Митрофана (17 июня), не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует. Ветер юговой — урожай яровой, северо-западный — к сырому лету, восточный — к болезням (пригонит заразные болезни). Ветер с восхода — к поветрию. В вечер под Митрофана «окликают» ветер и просят его пролить дожди благодатные, своевременные: «Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку».
18 июня. Дорофей. На Дорофея примечают направление ветров, такими же приметами, как в вечер под Митрофана.
19 июня. Илларион. С этого дня обыкновенно начинается прополка льна, проса и хлебов. Говорят: «Пришел Илларион — дурную траву из поля вон».
20 июня. Федот. Святой Федот тепло дает — в рожь золото ведет. Святой Федот на дождь поведет — к тощему наливу (колоса).
21 июня. Федор Летний, Федор Стратилат, Федор Колодезник. «На Федора Стратилата колодцы рой». «Стратилат грозами богат». Пора наступления летних гроз. «Федор Стратилат угрозами богат: гром поутру — не к добру: мужик с сеном не уберется, сено погноит». «Стратилатовы росы — вещие: большие росы к хорошим льнам да большой конопле». «Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший».
22 июня. Кирилл Конец Весны Начало Лету. Самый длинный день, самая короткая ночь. «С Кириллина дня — что солнышко дает, то у мужика в амбаре».
25 июня. Петр Афонский, Петр Поворот. С Петра Афонского солнце на зиму, а лето на жары. «Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль». Высаживают последнюю капусту и огурцы.
26 июня. Акулина Гречишница. «Гречиху сей либо за неделю до Акулины,либо неделю спустя». С этого времени появляется громадное количество слепней, оводов, от которых скот сильно страдает и иногда бегает как шальной, высоко задрав хвост, отмахиваясь им от осаждающих его надоедливых и кровожадных насекомых. «Акулина — вздерни хвосты»: с Акулины и до половины июля скот от жары и оводов бесится.
29 июня. День Тихона. Солнце идет тише. Смолкает птичья звонница. Конец поздних яровых посевов.
30 июня. Мануил. «На Мануила солнце застаивается (медлит в зените)». Эту народную примету подтверждают данные астрономов: действительно, к этому времени земля сбавляет скорость движения вокруг Солнца. «Все пошло в рост». «Если в июне частые зарницы — будет хороший урожай».

Читайте также:  Кот отравилась народные средства

3 июля. На Мефодия праздник перепелятников. «Коли над озимыми носятся тенетник и мошки — будет улов перепелов». Паутинный день, погодоуказатель. Ливень силён — прольет сорок дён.
6 июля. Аграфена купальница: начало купанья. Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные коренья и травы. В этот день даже старики купаются в реках, моются и парятся в банях, употребляя при этом для исцеления от болезней разные лечебные и душистые травы, собираемые в тот же день (или накануне). Считается, что собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую целебную силу. Бытовала легенда о цветке папортника, который будто бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на несколько мгновений. Нашедшему этот цветок откроются многие тайны, он станет провидцем, будет богат.
7 июля. Иоанн Креститель, Иван Купала. Купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева, жгут костры, прыгают через огни. Начинают сенокос, пока трава не осеменилась. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Это праздник почитания воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Водили хороводы. Огни, зажигаемые в Иванову ночь, считались чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево и называли его живым, лесным, лекарственным. «На Иванов день солнце на восходе играет». «На Ивана ночь звездная — много будет грибов». «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться». «Ивановские дожди — лучше золотой горы». «До Ивана просите, детки, дождя у бога, а после Ивана я и сам упрошу (т. е. начнутся частые дожди)».
9 июля. Тихвинская, День иконы Тихвинской Божьей Матери. Давид Солунский, Давид Земляничник. На Тихвинскую ягоды поспевают. Земляника девок в лес зовет. «На Тихвинскую пчела вылетает за медовым сбором».
10 июля. Самсон Странноприимец, Самсон Сеногной. На Самсона дождь — семь недель дождь. «На Самсона сено зелено — каша черная (гречишная); сено черное — каша белая (пшеничная)».
12 июля. День Петра и Павла. День убывает, жара прибывает. Кукушка перестает куковать, а соловей — петь. Самый разгар лета. Петров день — праздник солнца. В народе говорили «Петр-Павел жару прибавил». Крестьяне выходят на заре смотреть, как солнце будет играть. В Петров день умываются из трех ключей-родников. «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос». Петр покровитель полей. Это день ярмарок. Начинаются «Петровские гулянья» — с песнями, хороводами, качелями. С Петрова дня начинается страда.
14 июля. Кузьма и Демьян. Разгар сенокошения. Идет прополка огородов.
17 июля. Андрей Налива. Озими в наливе, греча на всходе. Среди лета появляются на деревьях желтые листья — к ранней осени и зиме. «На Андрея батюшка-овес до половины дорос». «Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет». Примечали: «Каков Андрей Налива — таков и Калинник (11 августа)».
18 июля. Афанасий Афонский. Если месяц на всходе играет — к урожаю хлебов.
20 июля. Авдотья Сеногнойка. Идут дожди, портится сено.
21 июля. Казанская, День иконы Казанской Божьей Матери. Прокопий Жатвенник. Коли черница поспевает, то поспела и рожь. Начало уборки ржи. Зажинки, вязали зажиночный сноп.
22 июля. Всей семьей пробуют первые огурцы.
25 июля. Прокл Плакальщик. На Прокла поле от росы промокло. Великие и целебные росы (особенно от глазных болезней).
28 июля. День Кирика и Улиты. По народному календарю этот день считается серединой лета. «На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит». «Улита едет — когда-то будет. » Женщины праздновали день «матушки Улиты», почитая ее своей заступницей.
29 июля. Афиногенов день. Притихают пичужки. Лето прошло знойный возраст. День этот имеет большое значение для начала жатвы: «Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду». «Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет». «На Финогея молись солнышку — проси Бога о ведрышке». Холодают ночи.

Читайте также:  Что дать коту чтобы не хотел кошку народные средства

Август

1 августа. Макринин день. Макриды. Смотри осень по Макридам. Макрида мокра — и осень мокра, суха — и осень тоже. Летние работы кончаются, осенние начинаются. «Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) — зиму». День Макриды считается важным и для будущего года. «Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь».
2 августа. Илья Пророк.Ильин день. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Примечают: если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель. Перестают купаться в реке. С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго. Заканчивается сенокос, начинается жатва.
2 августа. Мария Магдалина. «Коли на Марью сильные росы — льны будут серы и косы». «На Марию вынимают цветочные луковицы». Есть у этого дня еще одно название — Мария Ягодница: в лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.
6 августа. Борис и Глеб Летние. «Борис и Глеб — поспел хлеб».
7 августа. Анна Холодница, зимоуказательница. Если утренник холодный, и зима холодная. Какова погода до обеда, такова зима до декабря, какова погода после обеда — такова зима после декабря.
9 августа. Пантелеймон Целитель. Пантелеймон Зажнивный, предосенний сбор лекарственных трав. Никола Кочанский — вилки в кочан завиваются.
11 августа. Калинник. Крестьяне в северных губерниях говорят: «Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом». Мрачное туманное время неблагоприятно для пчел. Пасечники замечают: «В мороки пчеле ходу нет».
12 августа. День Силы и Силуяна. Лучший срок сева озимых — рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно. «Святой Сила прибавит мужику силы». «На Силу бессильный богатырем живет (от сытной пищи, нового хлеба)».
13 августа. Евдоким. Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: «Успенский пост не голодный». В эту пору всего много: хлеба нового, овощей, плодов, ягод.
14 августа. Первый Спас. Первые проводы лета. Медовый Спас — заламывают (подрезают) соты. Отцветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края ласточек и стрижей. » На первый Спас и нищий медику попробует». «Ласточки отлетают в три Спаса (14, 19 и 29 августа)». «Первый Спас Медовый, второй Яблочный, третий Спожинки».
15 августа. Степан Сеновал. К этому времени в лугах отрасла отава — «второе сено». Начинают косьбу: «И отавка сену прибавка». «Отава — осеннее сено, летнее прибережет». «Каков Степан Сеновал, таков и Сентябрь». По тому, каковы дни 15-19 августа, определяли погоду на сентябрь-январь.
16 августа. Исаакий и Антон Вихровей. Каков Вихровей, таков и октябрь. Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму. Завихрит со всех сторон — будет злющая зима с толстым снегом на дома. «Каков Исаакий, таков и Никола Зимний (19 декабря)».
17 августа. Евдокия. Авдотья Малиновка. Авдотья Огуречница. Поспевает малина лесная. Последний сбор огурцов. Авдотья Сеногнойка — дожди губят сено. «Семь отроков семь дождей несут».
19 августа. Преображение. Второй Спас. Большой крестьянский праздник. Яблочный Спас — массовое созревание яблок. Осенины — встреча осени. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму. «Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября)».
21 августа. Мирон Ветрогон. В этот день бывают сильные ветры. «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету». «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».
23 августа. День Лаврентия. Воды стынут. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима — без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень.
27 августа. Михей. Средний срок начала листопада. Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — то зима позже придет. Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается». «Михей с бурей — к ненастному сентябрю». «На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени».
28 августа. Успение, важный праздник конца лета — начала осени. Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. День проводов лета и окончания уборки урожая — дожинки. Конец Успенского поста. «Успение провожай, осень встречай».
29 августа. Третий Спас. Спожинки. Хлебный день — пекли первый каравай нового хлеба. После третьего Спаса улетают последние ласточки. «Хорош третий Спас — зимой будет квас».
31 августа. День Фрола и Лавра, покровители лошадей. Начало осенним утренникам, случаются и заморозки. Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся (цветочки). Смотрели у полыни корни: если корни толсты — год будет урожайным. «На Фрола и Лавра лошадиный праздник». «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра». Последний срок озимого посева. Начинаются вечерние «засидки» (бабьи работы в избах при огне).

Источник