Меню

Народные праздники как средства народного воспитания

Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Ольга Талужина
Народные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина.

В связи с развитием демократических отношений происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных нравственных ориентиров не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы, нравственности. Такое положение сокращает воспитательные возможности семьи, приводит к снижению интеллектуального потенциала подрастающего поколения современного общества.

Поэтому сегодня очень остро стоит проблема нравственного воспитаниядошкольников. Ребенок дошкольного возраста входит в сложный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста — одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. Нравственное воспитание ребёнка является важным фактором, обеспечивающим духовные и моральные ценности. Нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир,впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова Т. И. Пониманская, В. А. Сластенин, С. А. Козлова, Л. Р. Болотина, И. А. Каирова.

Общепринятый факт состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. И все же, чем младше ребенок, тем больше он открыт к окружающему миру. Уже доказано, что личность формируется к пяти годам (А. С. Макаренко). Но дошкольный период остается наиболее гибким, благоприятным периодом в формировании нравственных норм.

Русский народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития.

Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Формирование личности дошкольника народный праздникимеет значение в нескольких аспектах:

народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др. ;

— методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

В дошкольном образовательном учреждении имеется система по ознакомлению дошкольников с сезонными народными праздниками, что обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа. Весной проводится народный праздник «Масленица». Встреча этого праздника сопровождается песнями, плясками, шумной и весёлой ярмаркой, а главным символом является — большая соломенная кукла. Готовятся все возможные угощения, особое место на праздничном столе занимают блины, как символ солнца и тепла. Каждый день масленицы носит своё название. Этот праздник воспитывает у детей любовь к родному краю, дети узнают о культуре русского народа, об обрядах и обычаях. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопомощь, дружелюбие.

Весною проводится праздник «Встреча жаворонков», на котором дети заучивают заклички о встрече весны, птиц, пословицы, народные игры: «Ручеек», «Гори, гори, ясно». «Скакалки», «Заря-зарница», «Перетягивание каната».

Главное в празднике – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Совместно с родителями дети пекут булочки символ – весны. Жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому празднику дети изготавливают кормушки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.

Летом проводится праздник «Троица». Троица — это праздник берёзки — символа чистоты, света. Воспитанникизнакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде; народные гуляния у реки, в поле, у берёзы с пением песен о берёзе, хороводы («Во поле берёза стояла»). Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, вежливость, трудолюбие.

Читайте также:  Какие есть народные средства от глист

Осенью отмечают праздник «Осенины». Осенины — это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Празднуют Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям. На осеннинах дети знакомятся с народными играми и хороводами, заучивают пословицы и поговорки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, общительность, душевность.

В зимнее время проводится праздник «Рождество». Рождество и Святки продолжались 13 дней – с 7 по 19 января. Все это время было посвящено исполнению многочисленных святочных обрядов, гаданиям, играм.Особой популярностью пользуется колядование: юноши и девушки собирались группками и обходили все дома в деревне, распевая под окнами колядки (ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью) и получая за это угощенье, которое называлось «козюльками». На Рождество дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, калядуют. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.

Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т. к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями — формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно — исторический опыт народа.

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М. : Издательство «Просвещение», 2009. — С. 5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 4-е изд. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — С. 103.

2. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. -М. :

Издательство «Просвещение», 1998. — С. 18.

3. Болотина Р. Л., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. — М. : Академический Проект, Культура, 2005.

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Народные праздники и обряды как фактор этнокультурного воспитания детей На современном этапе развития нашего общества проблема этнокультурного воспитания становится как никогда актуальной и насущно необходимой.

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

Проект «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радуга» города Цывильска Чувашской республики Проект на тему: «Чувашские.

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

Читайте также:  Что делать если кончаешься быстро народные средства

Источник



Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья по теме

Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты нравственного воспитания детей через организацию народных праздников.

Скачать:

Вложение Размер
matata_l.v._publikatsiya.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, указывается, что духовно — нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности. [1] Таким образом, нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.

Ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста — одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Проблемы нравственного воспитания дошкольников раскрыты в трудах таких ученых и педагогов, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова. Методологические основы воспитания детей дошкольного возраста на народных обрядах и праздниках представлены в работах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Г. Стельмахович и др.

В педагогической науке существуют разнообразные подходы к определению понятия «нравственное воспитание».

С.А Козлова и Т.А Куликова рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. [2]

В.Г. Нечаева определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [3]

По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание — это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности. [4]

Следовательно, нравственное воспитание в системе дошкольного образования следует рассматривать как:

-целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек;

— процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

— процесс усвоения нравственных норм;

— процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.

Возникает вопрос, каким образом проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста может быть решена посредством народных обрядов и праздников в системе дошкольного образования?

Современная система народных праздников — это педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной системой дошкольных образовательных учреждений.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

— народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

— народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

— методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно — просветительская, культурно — творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» — период, когда не нужно работать.

В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица». [5]

В чем феномен русского народного праздника?

В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.

Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским — у мужчин, домоводства — у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего — летнего и осеннее — зимнего циклов. Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника — обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:

— «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище — объявление о начале торжества);

— «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины — до середины праздника и после нее). Праздничные действия — обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно — нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.

— «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. «Обряды — совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего — либо», — читаем в толковом словаре В.Даля. [6]

Например, одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде. Существовал и такой обычай: хозяин по окончании работы угощал тружеников хорошим обедом. Завершался любой вид работы песнями, плясками, весельем. Многие обряды русского народа сохранились до наших дней и широко используются при проведении народных праздников.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания.

В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально — психологическую, идеологическую, нравственно — воспитательную роль.

Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

В чем воспитательная направленность народного праздника?

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Народный праздник — это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.

Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями — формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно — исторический опыт народа.

[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Издательство «Просвещение», 2009. — С.5.

[2] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С.103.

[3] Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. -М.:

Издательство «Просвещение» , 1998. — С.18.

[4] Болотина Р.Л., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический Проект, Культура, 2005.

[5] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Издательство «Русский Язык», 1990. — Т.3. — С.380.

[6] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Издательство «Русский Язык», 1989. — Т.2. — С.618.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх.

Опытно — экспериментальная работа студентки четвёртого курса Белой М.А. посвящена важной проблеме в теории и практике дошкольного об.

В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю.

Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место. Использовать его можн.

Актуальность: Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Следовательно, духовно – нравственные понятия.

Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста&raquo.

выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Источник