Меню

Народная педагогика как средство воспитания старшего дошкольника



Роль народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.

Скачать:

Вложение Размер
rol_narodnoy_pedagogiki.docx 22.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елена Леонидовна Зацепина , учитель-логопед, МДОУ «Колосок», Серпуховский район

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык,

он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

• Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

• оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,

среди которого он живет, с его историей и стремлениями,

как ни мог бы познакомить, ни один историк;

• оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

• оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

О дной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта , создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений. С веками, передаваясь от поколения к поколению, правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения оттачивались, конкретизировались и дошли до нас.Так постепенно от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания.

Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Человек – связующее звено, по меньшей мере, трех столетий. Народная педагогика в действии – это сохранениепедагогических традицийв роду в течение трех веков. Педагогика неразрывно связана с историей народа, является его коллективным творчеством. Она существует столько, сколько существует народ.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Родители, где бы они ни жили, какой бы ни представляли народ, поднимая к свету и жизни ещё зелёные ростки, воспитывают в своих детях любовь к Родине, матери, труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Это «киты» народной педагогики.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Повторение потешек способствует раннему развитию речи: ребенок вычленяет часто повторяемые звуки, запоминает их и начинает повторять. Кроме того, сказки и потешки рисуют перед ребенком картину огромного и интересного мира, насыщенного приключениями: так дети получают энциклопедические знания. Наконец, они учат малыша правилам поведения, нравственности и морали, формируют понятие «хорошо- плохо».

А всевозможные игры с пальцами и ручками («Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.) – это и хороший массаж, и средство развития мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие мозга. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в «облагораживании» человеческой души.

Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».

Русский педагог К.Д.Ушинский считал,что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Они издавна были самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.

Сказки играют особую роль в нравственном воспитании ребенка. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница. ), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается он с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему (отношение Мартынки к животным в сказке «Волшебное кольцо», отношение Аленушки к окружающим объектам в сказке «Гуси-лебеди» и т.д.).

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности (2, стр. 4).

Современные психологи давно уже осознали ценность народных педагогических методов. В наше время почти не слышны призывы отвернуться от наследия прошлого, смотреть вперед, а не назад.

Интуитивно, без всяких научных исследований, лишь доверяя традиции, наши предки занимались ранним развитием детей– сами того не зная. Они закаляли их, не создавая тепличных условий. Городской ребенок шагнул с тропинки на мокрый от дождя луг: «Нельзя!». Потянул руки к березовой ветке: «Нельзя!». Разулся – и по лужам босиком: «Нельзя!». Как красные флажки на охоте, как светофорный окрик: «Нельзя!». А что можно? Слушаться, молчать, не двигаться… Сколько своими «нельзя» мы погасили ростков любознательности, радости, желания перемерить мир своими шагами. Черными, как чертова кожа, ступнями, не знающими летом тесных сандалий цепких резинок носков, деревенские ребятишки салютуют о свободе, с которой они познают мир. Их нервную систему трудно «истощить», ибо она всегда в прямом контакте с таким мощным аккумулятором, как земля.

И разве ребенка воспитывают только люди? А птицы, что встают в саду раньше самой проворной хозяйки, — не воспитывают? А цыплята, которые пьют, толкаясь, из старой миски? А река, а лес, а земля?

Есть педагогика труда, педагогика природы, педагогика сказок и пословиц…

Воспитательная возможность народной педагогики, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающе влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком (2, стр.7).

И в заключение хочется отметить : дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и ученые-педагоги, и родители.

Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём», — сказал Ч. Айтматов.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему свое место. Но можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.

3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. — №9. – С.16-20.

4. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.: «Педагогика», 1991.

5. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М.,1955.

Источник

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 29.11.2017

Статья просмотрена: 548 раз

Библиографическое описание:

Дворецкая, Т. Н. Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Дворецкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2881/ (дата обращения: 21.01.2021).

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики

In the article questions of influence of folk pedagogy in the socio-moral education of children of senior preschool age. The author examines the various views of scientists on the problem of moral education.

Key concepts: socio-moral education of preschool children, national pedagogics, experience of national pedagogics

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших сторон многогранного процесса развития личности ребенка. Аспекты этого процесса отражены в ФГОС ДО. Один из основных принципов дошкольного образования, это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства. Именно созданный и накопленный народный опыт помогает формировать ценности и моральные нормы.

Основной целью воспитания является забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

С. А. Козлова отмечает, что великие педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. Только при таких условиях подрастающий человек становится сыном своего народа. [3]

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе.

Г. А. Урунтаева выделяет дошкольный возраст для создания наиболее благоприятных условий нравственного развития детей. Автор отмечает: «Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строиться взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения». [5]

Р. С. Буре обращается к опыту отечественной педагогики и психологии, в которой утвержден ведущий принцип воспитания и обучения в деятельности. В исследованиях П. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. П. Рубинштейна и других ученых обоснованы положения о ведущей роли практической деятельности в развитии психических процессов, организации и регуляции собственного поведения, в усвоении общественного опыта отношения к социальному окружению и взаимоотношений с людьми.

Дошкольный возраст — период, в котором есть интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний. Возникновение «внутренних этических инстанций» по обоснованию Л. С. Выготского, является механизмом их усвоения, одним из основных новообразований дошкольного возраста.

Обратимся к словам А. В. Запорожца, который считал, что «дошкольный возраст является «фундаментом гармонической личности»

«Если уделять внимание, лишь формированию нравственных представлений, — пишет А. В. Запорожец, — не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы «нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения… Что бы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям»

В. А. Сухомлинский писал, о том, что «нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства»

С. А. Козлова обращает особое внимание на то, что нравственность выстраивается на общечеловеческих ценностях, таких как: добро, порядочность, честность, уважение к людям, готовность к сопереживанию и взаимопомощи. Эти ценности всегда были и есть в каждом обществе. [3]

Социально — нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Действенным средством ознакомления дошкольников с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является народная педагогика.

Р. С. Буре проводя анализ народной педагогики, содержащий ситуации, имеющие моральный смысл, выделила ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания дошкольниками нравственного смысла действий главных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам. Самая доступная восприятию детей форма — описание конкретного поступка и его оценка писателем.

Художественная литература — это искусство письменного слова.

О влиянии художественной литературы на социальный опыт дошкольников отмечает Л. П. Стрелкова. По мнению автора: «Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности». Она раскрывает особенности восприятия дошкольниками художественных произведений и их влияние на эмоциональное состояние детей. Произведения искусств, подчеркивает автор, не только обогащают знания ребенка о действительности, они вводят его в особый мир переживаний и эмоциональных открытий: «…ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». [4]

С. А. Козлова рассматривая художественную литературу, отмечает, что она является одновременно и источником знаний, и источником чувств. Поэтому, так важно как можно раньше приобщать детей к литературе.

«Крайне важно, — писал В.Брюсов, — чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное»

Стоит отметить тот факт, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в народной педагогике: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Среди средств народной педагогики особое место принадлежит устному народному творчество как носителю народной мудрости.

Лев Николаевич Толстой говорил о том, что «русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, волшебные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов».

З. А. Гриценко в своих трудах «Литературное образование дошкольников» устное народное творчество — словесный фольклор называет специфическим искусством, которое изначально существовало только в устной форме. Массово собирать и издавать его тали поздно. В России, например, в конце 18 века. Устное народное творчество передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения. Следовательно, кроме устности, специфической чертой словесного фольклора является вариативность.

По мнению автора, фольклор — устное народное творчество, является народным искусством, не только потому, что оно в большей степени создавалось и хранилось широкими народными массами, но прежде всего потому, что в нем нашли отражение народные культурные и нравственные традиции, образ мысли и представлений о мире, народный уклад жизни, склад ума и характера. То есть то, что ныне называют менталитетом. [2]

Знания, накопленные нашими предками о жизни, природе, людях нашли отражение в сказках, легендах, песнях, поговорках, загадках, народных приметах, и т. д. С искусством народа дети знакомятся от матери с первой услышанной в раннем возрасте колыбельной песни, пестушки, потешки, сказки.

По нашему мнению, богатый опыт народный педагогики используется педагогами на практике в недостаточной мере.

Рекомендуем включать устное народное творчество, но только в образовательную деятельность детей, но и во все режимные моменты.

В своей практической работе мы, используем педагогическую ценность устного народного творчества, внедряем авторские разработки по мотивам народной педагогики. Как педагоги-новаторы мы находимся в постоянном поиске новых педагогических решений и творческом вдохновении.

Так, например, авторские материалы «Пестушки для самых маленьких» направлены на развитие эмоционально-положительного общения матери и ребенка. «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста» направлены на развитие мелкой моторики рук. «Игры и развлечения детей старшего дошкольного возраста» направлены на развитие социализации детей, вызывает интерес и желание играть в совместные игры. Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Страна Вежливости» направлена на приобщение детей к культуре общения, к нравственным и морально-этическим нормам поведения. Другие авторские произведения по мотивам народной педагогики направлены на социально-нравственное воспитание детей.

По нашему мнению, социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики в настоящее время недостаточно востребовано в широкой педагогической практике.

Мы считаем, что устное народное творчество является культурным наследием, хранилищем ценного опыта, обладающего тайным смыслом, оно не только описывает идеальные качества личности человека, такие как: трудолюбие, дружелюбие, рассудительность, уважение к родителям и любовь к Родине, но и создают в нашем сознании образ идеального человека и гражданина великой страны.

Источник

Читайте также:  Судороги пальцев ног народными средствами