Меню

Народная медицина это знахари



КТО ТАКИЕ ЗНАХАРИ

Это человек, обладающий магическим знанием и использующий его для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы и в других важных случаях. течение многих веков знахарь заменял крестьянам врача, а знахарка-повитуха – акушерку.

В средневековой Руси проповедники без особого, впрочем, успеха – пытались отучить своих прихожан пользоваться услугами знахарей.

Следует отметить, что в народе знахари пользовались неизменным уважением, но при этом они нередко находились на подозрении у соседей. Так, например, некоторые знахари не могли даже зажечь ночью огонь в избе или продержать его вечером дольше соседей без того, чтобы они не подумали, что знахарь готовит какое-то зелье, а нечистый дух ему помогает. Такое положение подозреваемых нередко делало знахарей суровыми, самолюбивыми и самоуверенными. С соседями у них обычно не выходило ни близкой дружбы, ни откровенных бесед, держались они особняком, хотя при этом нередко появлялись на деревенских сборищах и в харчевнях. Хотя знахарей иногда сближали с колдунами и ведьмами, но в большинстве поверий между всеми этими людьми имелись различия. Главное отличие между колдунами и знахарями состоит в том, что первые скрываются от людей и стараются окутать свое ремесло непроницаемой тайной, вторые же работают в открытую и без крестного знамения и молитвы не приступают к делу.

Согласно поверьям, знахарское знание, как и знание колдуна, греховно, оно не дает знахарю умереть, поэтому его необходимо передать перед смертью другому. Знахарь лечит заговором, основанным на обращении к Богу, святым и добрым силам природы. Заговор для знахаря имеет огромное значение. Это, прежде всего, магическая формула, призванная исполнить желание заговаривающего.

Сами знахари часто были людьми смышлеными и порядочными, о них говорили, что они стоят выше других на целую голову. Несмотря на запреты, существовавшие с давних времен, знахарство продолжает жить и в наши дни. До сих пор кое-где знахари играют огромную роль. В отдаленных селах, деревнях они могут заменять врачей. В сельской местности и в городах существует негласное «перераспределение» лечебных функций между медициной официальной (врачами) и традиционной (знахарями). В наше время некоторые врачи стали направлять людей к знахарям и знахаркам. С другой стороны, в отдельных случаях знахари отправляют обратившихся к ним людей к врачам, особенно тогда, когда болезнь тяжелая или запущена.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

ЗНАХАРСТВО

ЗНАХАРСТВО — незаконное занятие врачеванием как профессией лицами, не имеющими надлежаще удостоверенного медицинского образования. Термин «знахарство» произошел от древнерусских слов «знахарь», «знатец» — человек, знающий свое дело; эти производные от слова «знать» связывались и с врачеванием. Древнее 3. было распространено у всех народов и на ранних этапах не отделялось от народной медицины. Знахари использовали накопленные многими столетиями знания целебных свойств растений, продуктов животного происхождения, минералов, а также опыт помощи больному и ухода за ним. Ритуальные обряды (заговоры, заклинания и др.) в некоторых случаях оказывали положительное психотерапевтическое воздействие. Некоторые из применявшихся средств и методов (черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, иммобилизация поврежденной конечности, массаж, кровопускание и др.) оказались рациональными и впоследствии вошли в научную медицину (см. Народная медицина).

По мере накопления опыта выделялись знахари-лечители, избравшие определенные направления своей деятельности, которые передавались из поколения в поколение: на Руси это костоправы, рудометы, кровопускатели, очных и кильных (специалисты по вправлению грыж) дел мастера и т. п. С развитием классового общества 3. все больше используется религией. Служители культов, используя суеверия, верования в происхождение заболеваний от злых духов, насаждали представления о целителях-чудотворцах, облекали их ореолом святости. 3. утрачивало связь с породившей его первобытной народной медициной, становилось средством наживы.

С развитием научной медицины 3., не умеющее объяснить действительные причины болезней, неспособное избавить человека от страданий, становится одним из вреднейших пережитков. В капиталистических государствах, в которых квалифицированная медпомощь вследствие ее дороговизны мало доступна необеспеченным слоям населения, часть больных прибегает к помощи и советам лиц, своей деятельностью возрождающих 3. Его формы и проявления могут быть самыми разными в зависимости от бытовых, национальных традиций, уровня культуры и других условий.

Читайте также:  Лечение наркомании народными средств

В СССР, где забота о повышении материального благосостояния и здоровье трудящихся является главной социальной задачей Коммунистической партии и Советского правительства, а медпомощь является бесплатной и общедоступной, отсутствует почва для суеверий, знахарского «врачевания», религиозных предрассудков. Борьбе против 3. способствует и рост общей культуры, материалистическое мировоззрение.

Занятие врачебной практикой как профессией лицами, не имеющими мед. образования, рассматривается советским законодательством как незаконное врачевание, наказание за к-рое предусмотрено ст. 221 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик. Если в результате действия знахарей возникают вредные для здоровья больного последствия (ухудшение течения болезни, переход ее в хрон, форму, телесные повреждения, упущение сроков для медицинского вмешательства и т. д.) или наступает смерть больного, виновные подлежат уголовной ответственности по совокупности — и за незаконное врачевание, и за соответствующее преступление против жизни и здоровья. В таких случаях проводится суд.-мед. экспертиза, к-рая решает следующие вопросы: как объективно влияли на здоровье больных использованные знахарем приемы, имеется ли причинно-следственная связь между ними и ухудшением в течении заболевания или наступлением смерти больного, не были ли упущены сроки для оказания медпомощи, в каких последствиях и в какой степени проявляется вред, причиненный здоровью пациента «лечением» знахаря, и т. д. Даже в тех случаях, когда выполнение знахарских манипуляций не наносит непосредственного вреда пациенту в данный момент, не диагностированное вовремя и не леченное надлежащим образом врачом заболевание в дальнейшем может прогрессировать, вызвать осложнения и стать опасным для жизни или превратиться в страдание с хрон, течением; инфекционное заболевание может стать опасным для здоровья и жизни окружающих. В других случаях знахарь может причинить непосредственный ущерб здоровью пациента и даже вызвать смерть (напр., при производстве аборта, загрязнении раны паутиной, землей, прикладываемыми в целях остановки кровотечения, назначении ядовитых веществ и т. п.).

Особенно опасны попытки знахарей лечить инфекционные болезни, осложнения родов, а также те их действия, которые являются подделкой под научную медицину; нередко знахари «применяют» вместе молитвы, травы, аптечные препараты, прибегают к кустарно изготовленным инструментам, с помощью которых производят опасные для жизни больного хирургические манипуляции.

Судебное преследование отнюдь не единственная форма борьбы со 3. Необходимо вскрывать антинаучный характер и вред 3., что является задачей органов здравоохранения и медработников. Услугами знахарей пользуются иногда больные с расстройствами нервной системы или страдающие тяжелым недугом, обращение которых к знахарю является актом отчаяния. В отдельных случаях за этим скрываются дефекты организации медпомощи и мед. пропаганды. В деле изжития 3. решающее значение принадлежит мероприятиям Советского государства, уделяющего огромное внимание охране здоровья народа, повышению качества и культуры мед. обслуживания, повышению сан. культуры населения. Борьба со 3. более эффективна, если она сочетается с атеистической пропагандой.

Библиография: Лимонников Л. Г. К вопросу о шарлатанстве и знахарстве в медицине, Суд.-мед. экспертиза, т. 3, № 1, с. 37, 1960; Медицинский оккультизм, под ред. О. Прокопа, пер. с нем., М., 1971; Ч а к л и н А. В. Медицина против религии и знахарства, Л., 1964; Я г у-б о в С. Н. Против пособничества знахарству, в кн.: Вопр, травмат., скоропостижной смерти и деонтол. в экспертной практике, с. 237, М., 1963; Яковлева Е. А. Знахарство и его судебномедицинское значение, Труды Томск, мед. ин-та, т. 7, с. 550, 1938.

Н. А. Богоявленский, E. Н. Данилин; В. В. Жаров (суд. мед.).

Источник

Народные целители: лечат или калечат?

Доброе имя народных целителей оказалось опороченным, но заслуженно ли? Кто они, вообще, такие? И можно ли им верить?

Читайте также:  Народная медицина от судорог мышц

На всевозможных «народных целителей» и психотерапевтов от сохи в конце 1980-х и в течение доброй половины 1990-х был настоящий модный бум.

В последние годы, напротив, последний писк – навороченные коммерческие медицинские центры, а «потомственные ясновидящие», «знахарки с многолетним опытом», а заодно и бабушки, продающие на рынке целебные травки, едва ли не приравниваются к злостным сектантам.

Доброе имя народных целителей оказалось опороченным, но заслуженно ли? Кто они, вообще, такие? И можно ли им верить?

Город и деревня

Начнем с того, что, перефразируя Киплинга, город есть город, деревня есть деревня, и вместе им никогда не сойтись. По-настоящему «народные» деревенские лекари существенно отличаются от своих «братьев» из мегаполисов по огромному количеству признаков.

1. Система оплаты

Главное, в чем упрекают целителей, это желание обманным путем вытянуть миллион-другой у отчаявшегося больного человека. Так вот, негласный кодекс деревенского целителя гласит, что деньги, а то и продукты и прочие дары, брать негоже, как и отказывать страдающему в помощи. Некоторые знахари даже настаивают на том, чтобы «ты забрал свое «спасибо» до того раза, когда действительно почувствуешь облегчение». Считается, что иначе врачеватель может лишиться своего медицинского таланта.

Однако в небольших городах все большее число лекарей ограничиваются тем, что не берут деньги из рук в руки, а со стола – с превеликим удовольствием. Более того, у них, как во всяких уважающих себя медцентрах, даже появились жесткие тарифные сетки. Ну, а в столице «раскрученные» знахарки нередко зарабатывают более чем прилично.

2. Доступность

В самых дальних закоулках деревенской России вам с почтением и восхищением в глазах расскажут, что «раньше были люди», а теперь нет, пшик один, но на дом-другой, где живет врачевательница, все-таки обязательно укажут.

Как правило, вас встретит пожилая дама, у которой расцвет врачебной деятельности пришелся где-нибудь на послевоенные годы, когда на помощь официальной медицины односельчанам особо рассчитывать не приходилось. Но и сейчас к ней заходят от случая к случаю. Но если вы не страждущий, а любопытный этнограф, настоящая знахарка постарается преодолеть профессиональное тщеславие и отправить вас восвояси, заявив, будто к врачебному делу абсолютно непричастна.

Городские же целители совсем не такие засекреченные, а мегаполисные, так и вовсе заполонили СМИ своими рекламными объявлениями. Хотя это только вершина айсберга – и в Москве многие есть те, кто помогает исключительно «своим», «через знакомых». Именно от этих людей подвоха стоит ожидать в наименьшей степени.

3. Преемственность

Деревенские целители – нередко представители династии: в народе до сих пор считается, что «знатье» тебе должен «передать» другой врачеватель. А это значит не только, а иногда и не столько научить манипуляциям с человеческим телом, свойствам трав и определенных предметов, но и специальным «словам» – заговорам и молитвам.

Преемником чаще всего становится младший ребенок в семье, иногда другой родственник или даже неродной человек. Но передача таких специфических знаний кому-то постороннему – исключительно вынужденная мера: считается, что, не обретя наследника, народный экс-медик будет очень мучительно умирать.

Столичные знахарки намного чаще бывают самоучками или выпускниками различных сомнительных «академий», но, как правило, сами себя называют «наследственными».

4. Недоверие к письменному и печатному слову

Слова, которым бывший деревенский целитель обучает будущего, непременно должны быть заучены наизусть, записывать их считается дурным тоном – от этого они будто бы теряют свою силу, как и в том случае, если их подслушает посторонний. В некоторых деревнях старый знахарь или знахарка еще и наговаривают «волшебные слова» на какой-либо предмет, который и вкладывают в руки преемника.

Кстати сказать, вроде бы наивное недоверие к записанному слову может оказаться весьма дальновидным с прагматической точки зрения. Во-первых, односельчане и так обзаводятся толстенными тетрадками с магическими словами на все случаи жизни и надо все-таки оберегать уникальность своего знания, поддерживать статус. А во-вторых, при многократном переписывании постепенно теряется источник информации: все-таки одно дело – однозначно вызывающая доверие покойная тетя Катя, и совсем другое – непонятно откуда взявшийся текст.

Читайте также:  Как вылечить ангину народными средствами за один день

Столичные целители больше деревенских доверяют печатному слову. По крайней мере, в том, что касается рекламы их услуг. Чего стоят их сайты и анекдотические целебные ссылки в Интернете, кликание на которые будто бы приводит в гармонию весь организм.

5. Профессия и специализация

Часто деревенские знахарки – специалисты довольно широкого профиля. Они не только лечат людей, но и, скажем, помогают найти пропавший скот, людей и предметы, урегулировать семейные отношения, а если кто-то плохо себя ведет, могут и порчу навести.

При этом в сельской местности врачеватели обычно особенно крепко набивают руку на нетяжелых и самых распространенных проблемах – ушибы, вывихи, зубная боль, нарывы и бородавки – то, что в медицинских справочниках помещают в раздел «До приезда врача». Впрочем, работают они и с куда более серьезными вещами – например, со здоровьем маленьких детей. Прошли те времена, когда знахарки или повитухи принимали роды, обмывали младенца и перерезали ему пуповину, но вот от детской бессонницы, колик, дисплазии суставов, грыж и тому подобного они лечат до сих пор, причем нередко довольно успешно.

Столичным врачевателям не приходится разыскивать скот. И на ушибы они обычно тоже не размениваются. Тут приоритетные направления – снятие сглаза и порчи, приворот и избавление от алкогольной зависимости. В деревнях за это тоже берутся, но с несколько меньшим апломбом. Лучшие деревенские лекари и самые засекреченные столичные в этих случаях просто работают как психологи, без устрашающего вращения глазами и театральных жестов, хотя немного мистического тумана подпустить тоже могут.

6. Аптечка

У деревенских знахарок, если не считать травок да привычных лекарств (вроде йода с вазелином), «аптечка» включает: иконы, воду, хлеб, кольца, мыло, ножи, сучки и т.п. У столичных целителей арсенал лексредств более разнообразный и загадочный. Впрочем, все зависит от категории врачевателя: белый он или черный, православный или шаман, или, вообще, член профессиональной медицинской ассоциации народных целителей России. Также играют роль заявленные географические корни: аптечка сибирской целительницы в корне отличается от аптечки целительницы из Закарпатья.

В принципе, деревенские целители, как и столичные, вполне способны устраивать из своих лечебных сеансов «театральное действие» – это же один из способов поддержания авторитета. Однако антураж все-таки дело второстепенное, им одним вряд ли кого-нибудь исцелишь. Так что тут стоит перейти к последнему отличительному признаку.

7. Результативность

Как столичные, так и деревенские целители вполне могут оказаться обычными профанаторами или погрязшими в собственных заблуждениях людьми. Просто в городе шансы нарваться именно на такого человека намного выше. Все-таки деревня – закрытое общество, и стоит лекарю зарекомендовать себя не с лучшей стороны, у него начинаются серьезные проблемы. В огромном городе неудачнику достаточно просто поменять район или и вовсе спокойно оставаться на насиженном месте – людей то много, и кто-нибудь обязательно попадется на рекламную приманку.

Надо сказать, что самые результативные вещи нередко самые простые. Скажем, мы только недавно узнали, как важно, чтобы после родов мать прижала ребенка к груди или хотя бы прикоснулась к нему, и выучили новомодное слово «бондинг». А знахарки давным-давно наставляли: «Хоть пятой к ребенку, да прикоснись». А от лучшей столичной целительницы вместо слов приворота можно услышать дельный совет просто отпустить изменника с миром.

То же самое касается и сугубо медицинских процедур. Настоящая целительница вылечит вывих сустава, просто вправив его на место, а застарелый кашель – уже признанным традиционной медициной настоем из оленьего мха. Шаманские пляски вовсе не исключаются, но только когда они дополняют более простые и действенные средства, а не заменяют их.

Источник