Меню

Народная медицина допетровской руси



Медицина в средневековой Руси. Медицина в древнерусском государстве (IX—XIV вв.)

История

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в.

К этому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород (см. рис. 62) становились крупными’ центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией древней Руси был «великий путь из варяг в греки», который связывал Русь со Скандинавией и Византией.

Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. лри князе Владимире (978—1015). Этот серьезный политический акт не был случайным событием: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом. Христианство на Руси было известно с IX в. Многие приближенные князя Игоря (912—945) были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга (945—969) посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели ее давние связи с Болгарией — посредницей в передаче культуры, письменности и религиозной литературы. К концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византийской экономикой и христианской культурой.

Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало укреплению феодализма, централизации государства и сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарией, Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Арменией и др.), чему способствовали также и династические браки. Эти связи благотворно отразились на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки.

Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая с развитием государственности достигла высокого уровня, а впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди того времени. (Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.) Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней.

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019—1054) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава Мудрого в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения. Ярослав всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал 5 иноземных языков и «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125— 1132)—сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208—1255), внука Чингиз-хана.

Развитие врачеваний

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках (рис. 66), которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Читайте также:  Пролиферация железистого эпителия лечение народными средствами

Со всей Руси ходили в Киево-Пе-черскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Пе-черский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий в.4), тапетивавший мазяжа ирсжаженных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) —ближайший ученик преподобного Антония.

Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б»ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.

В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям.

Во дворах князей. «бояр по всей вероятностное XII в.) служили светские лечцы как русские, так и иноземные. Так, при дворе Владимира’ Мономаха служил лечец-армянин, имявал за ними и пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил Владимира Мономаха *, когда тот был еще черниговским князем,— послал ему «зелья», от которого князь Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя, но Агапит попросил передать дорогие княжеские поларки неимущим людям.

«И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали».

Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выделять болезнь по пульсу и внешнему -виду больного и был очень популярен в народе. А при княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). Лечцы широко использовали в своей практике опыт народной медицины.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.

Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи — связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали» — и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и предупреждении, приведены советы о витании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать . тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.

В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые уме-.7Н «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или : мертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны . гаже ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X—XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о циалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.

На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X—XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы — одни из древнейших в Северной Европе (рис. 68). Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.

Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня (рис. 69), которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

Читайте также:  Можно лечить гидроцефалию народными средствами

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою. бане» (1783).

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». Так, в 1092 г. в Киеве «многие человеки умирали различными недугами». В центральной части Руси «в лето в 6738 (1230). бысть мор в Смоленске, створиша 4 скуделницы в две положишь 16000, а в третью 7000, а в четвертую 9000. Се же зло бысть по два летг. Того же лета бысть мор в Новгороде: от глада (голода). И инии люди резж ху своего брата и ядаху». Гибель ! тысяч жителей Смоленска свидетель ствует о том, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождала высокой смертностью. Летопись сообщает также о «великом море» на I си в 1417 г.: «..мор бысть страшен зло на люди в Великом Новгороде и э Пскове, и в Ладозе, и в Руси».

В народе бытовало мнение, что яровые поветрия возникают от сверх естественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены:-годы. В русских народных сказках тьма изображалась женщиной огромного роста с распущенными волос в белой одежде, холера — в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии :: идущий следом за ними голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий — эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней.

Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240—1480).

Монголо-татарское иго разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы.

Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Бело-зерский монастырь, основанный в 1397 г. и не подвергавшийся вражескому нашествию. В стенах монастыря в начале XV в. монах Кирилл Белозерский (1337—1427) перевел с греческого «Галиново на Иппократа» (комментарии Галена к «Гиппократову сборнику»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

В XIII—XIV вв. в русских землях окрепли новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе объединения русских земель встала Москва.

Источник

Что представляла собой медицина и фармация допетровской Руси?

Большая часть населения Московского Государства в XVI — нач.XVII вв. пользовалась услугами представителей народной медицины, среди которых выделялись очные лечьцы, рудометы (кровопускатели), костоправы, гортанные лечьцы, чепучинные лечьцы, камнесечцы, бабки-повитухи и бабки-целительницы детей. В XVI веке народные лечьцы зачастую были хозяевами торговых лавок в москательных, зелейных, овощных, мясных, медовых рядах. Сравнительно немного было лекарей-ремесленников, обучившихся «Асклиповой и Галиновой» науке у мастеров, долго работая при них подмастерьями. Например, в Новгороде Великом проживали в XVI веке 8 лекарей, 3 аптекаря, 1 зелейник, 2 рудомета.

Знатные больные неохотно вверяли свое здоровье народным лекарям, тем более что в Западной Европе с XV века началось возрождение медицины, связанное прежде всего с развитием анатомии в Италии (А. Везалий), созданием новой хирургии во Франции (А. Парс), успехами терапии в Германии (Парацельс). Открытие англичанином В. Гарвеем кровообращения легло в основу новой физиологии, ставшей наряду с анатомией фундаментом медицины. Врачебные школы Запада все дальше отходили от христианских монастырей, не воспринявших научные достижения.

Первая аптека была открыта при Иване Грозном англичанином Джемсом Френчемом, хотя задолго до него в Москве существовали зелейные лавки, а по некоторым сведениям, и царская аптека. Медикаменты для аптеки Френчема поступали из-за границы, причем часть лекарств (до 160 наименований) аптекарь привез с собой. К числу этих медикаментов относились камфара, мускус, ревень, опий, колоквинт, майоран, шалфей и другие препараты и лекарства. Первая царская аптека была организована, насколько можно судить, в соответствии с западными регламентами, однако истоки отношения к подобным заведениям в России были заложены церковным уставом времен Владимира Мономаха, где больницы объявляются церковными учреждениями, а лечьцы — церковными людьми. На создание первой московской аптеки возможное влияние оказал Статут Фридриха II Гогенштауфена, который незадолго до того стал основой для регламентации аптечной деятельности в Англии.

Читайте также:  200 рецептов русской народной медицины

Для приобретения трав, семян, пластырей, различных спиртов, масел, мазей и прочего за границей царь посылал своих людей, которые прекрасно разбирались в качестве покупаемых за рубежом медикаментов. Внутри страны, в москательных рядах, приобретали более простые товары: селитру, серу, поташ, смолу черную, белую и желтую канифоль, ярь-медянку, а в свечных рядах — воск для пластырей. Материалы более ценные привозились по Волге с Востока: хинная кора, миндаль, чилибуха, гвоздика, кардамон. Однако на московских торжищах можно было купить и свои «произрастания»: скипидар — терпентинное масло, а также хинную корку, ревень, камфару, мускус, гвоздику, миндаль, чилибуху. Аптекарские товары продавались в «зелейных» и «москательных» рядах. Практически все торговые караваны содержали фармацевтические товары в большом количестве и ассортименте.

Существовали так же аптекарские сады и огороды, но далеко не все они находились в ведении Аптекарского приказа, скорее наоборот, большинство из них принадлежало другим приказам. Это неудивительно, если учесть, что они занимались не только лекарственными растениями, но и производили спирт, вино. Начиная с 30-х годов XVII века лекарства из аптеки по указанию царя постепенно начали отпускаться «для всех чинов людей».

Иван Грозный учредил Аптекарскую Палату, положив начало государственной организации российской медицины. В штат данного учреждения входили в основном иностранные врачи, призванные следить за здоровьем царя и его семьи, но все же они мало помогли общенародному здравоохранению. Немногого на этом поприще достигли и Аптечные бояре (так назывались люди, ведавшие медициной), хотя для надзора за врачами и аптекарями назначались не худородные, а самые именитые.

При Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове стремление властей к государственному призрению больных то усиливалось, то ослабевало. Иностранные ученые-медики не имели права лечить кого-либо другого кроме царя, если только возжелавший этого вельможа не получал царского дозволения, то есть по-прежнему основным оплотом народной медицины оставались перечисленные выше лечьцы и бабки-целительницы. Только после Смутного Времени наметилась новая тенденция в развитии русской медицины — первые государи династии Романовых организовали обучение за границей врачебному искусству уроженцев России. Однако такими первыми «ласточками» были дети иностранцев, вероятно, в силу того, что Россия пока что еще не располагала собственными медицинскими работниками и специалистами.

Что касается фармацевтических трудов, то недостатка в них на Руси не было — известно большое количество книг по медицине и фармации, в которых описывалось множество различных болезней и не меньше способов их излечения, причем довольно эффективных. Примером тому может служить «Прохладный Вертоград» — уникальный труд по истории лекарствоведения, в котором содержался обширный фактический материал, рассматривались причины всевозможных заболеваний, обобщался многовековой опыт народной медицины по оказанию помощи больным и пострадавшим. В числе прочего рассматривались лечебные свойства масел, различных смесей, сахаров и сиропов, драгоценных камней, металлов и минералов. В книге так же отмечались изменения, которые являются следствием заболевания, уделялось внимание характеристике совместного влияния применяемых средств и сложных лекарственных препаратов на деятельность органов и жизненных систем организма. В книге излагались сведения о заразных болезнях и их диагностике на определенных стадиях развития.

Важное место среди фармацевтических трудов занимали травники, в которых можно было найти практически любую информацию о произрастании, сборе, хранении и применении того или иного лекарственного растения. Сбор растений в основном определялся календарным расписанием, географическим расположением местности, метеорологическими особенностями. Поиски дикорастущей флоры облегчались указанием о местах обитания: «по дебрем», «по местам песковатым», «коло рек и озер», а так же широко пользовались биологическими приметами, вроде времени цветения растения и т.д. При транспортировке и хранении зелий требовалась чистота, а метод высушивания зависел от свойств самого растения. Определенное место в травниках отводилось вопросам обнаружения подделок заграничной мандрагоры, гвоздики, галгана. Уже в то время использовались реакции подлинности: галган опускался в уксус или в раствор перца.

Медицинские рукописи знакомят нас с аптечным инвентарем и посудой, способами фармацевтической переработки растений. В монастырских больницах имелись небольшие перегонные аппараты — «алембики» из стекла, олова или свинца. Например, для варки корня генцианы требовался «сосуд луженой», выжимание трав производилось «тисками», фильтрование — «сквозь плат». Растирались «зелия» между двумя камнями или чаще в высокой ступке.

Лекарственные формы рукописных травников и лечебников отличались большим разнообразием: «питие», порошки, мази, пластыри, пилюли. Прописывались полоскания настоями лекарственных трав, применялись ингаляции паром через камышинку из горшка с кипящей водой. Использовались присыпки на язвы и раны «из порошка жженой коры березовой», растертого «ладана росного». Для исправления вкуса применяли мед, уксус, соль, сахар, молоко. Вино должно быть «не мутно». Взвешивание было обязательным при назначении сильнодействующих веществ. Авторы лечебников предпочитали обращаться к бытовой метрологии («горсть», «ковш»). В глазной практике применяли капли. Количество назначаемого лекарства в лечебниках ставилось в зависимость от возраста и физической крепости больного.

Источник