Меню

Методы руководства народным художественным творчеством

Раздел 4. Теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений

НАРОДНОЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ТВОРЧЕСТВО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для студентов ссузов культуры

ЪЯ-Ъ

Тема 4.3. Методика подготовки культурно-досуговых мероприятий

Тема 4.4. Структура управления народным художественным творчеством, специфика и формы методического обеспечения отрасли

Тестовые задания по курсу «Народное художественное творчество» Словарь научных и народных терминов Словарь литературоведческих терминов

з

Мир народного художественного творчества многогранен и объемен, как объемен и безграничен талант и фантазия человека, воплощенные в конкретных художественных формах и жанрах, будь то песня, танец, рушник. Постепенно приходит понимание того, что наши современные знания о художественном творчестве народа фрагментарны и ограничены, а ведь какое обилие прекрасного может сотворить мастер из бумаги, ткани, звука.

Народное художественное творчество — это своеобразный живой организм, в котором день ото дня происходят изменения, так же как они происходят в истории нашей страны. Сегодня народное художественное творчество живет в не простых мультимедийных реалиях XXI века, соприкасаясь с Интернетом, телевидением и электронной почтой, в окружении фонограмм, аудио- и видео-кассет, CD-и DVD-дисков. Все это — повседневная реальность современного народного творчества.

Наша основная цель — познакомить читателя, студента ссуза культуры и будущего руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя с многовековой историей народного творчества, традиционными народными праздниками и обрядами, фольклором, декоративно-прикладным искусством, народными промыслами и ремеслами, современным состоянием традиционной культуры; раскрыть сущность и важную социальную значимость своей будущей профессии — выявлять и развивать творческий потенциал человека, чтобы снова зазвучали гармоника, частушка, балалайка в быту, на завалинке, на сцене.

Данное учебное пособие должно, прежде всего, организовать самостоятельную работу студента по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины.

Дисциплина «Народное художественное творчество» в структуре основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по ФГОС СПО 2010 г. по специальностям 071501 Народное художественное творчество (по видам) и 071801 Социально-культурная деятельность (по видам) занимает центральное положение и является фундаментальной общепрофессиональный дисциплиной.

По завершению изучения дисциплины «Народное художественное творчество» студент должен знать:

— основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности;

— методы изучения народного художественного творчества,

— традиционные народные праздники и обряды;

— теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений;

— специфику организации детского художественного творчества, опыт работы любительских творческих коллективов, фольклорных студий, школ ремесел, народных^мастеров;

— методику организации и работы досуговых формирований (объединений), творческих коллективов;

— методику подготовки культурно-досуговых мероприятий;

— структуру управления народным художественным творчеством, специфику и формы методического обеспечения отрасли

студент должен уметь:

— организовывать и развивать народное художественное творчество в своем регионе;

— способствовать функционированию любительских творческих коллективов;

— осуществлять руководство досуговым формированием (объединением), творческим коллективом;

— подготавливать и проводить культурно-досуговое мероприятие, концерт, фестиваль народного художественного творчества.

Дисциплина «Народное художественное творчество» предполагает интегрированный подход в изложении материала, так как содержит обобщенные сведения из теории и истории народной художественной культуры, теории фольклора, фольклористики, методики работы с детьми и творческими коллективами, теории управления, этнографии и других дисциплин.

Принципиальная простота и доступность изложения довольно сложного в понятийном плане и разнопланового по содержанию учебного материала позволят студентам ссузов культуры не только

усвоить дидактические единицы дисциплины, но и создадут фундамент для освоения в будущем вузовского курса «Народная художественная культура».

Автор пособия стремилась излагать материал, не злоупотребляя иностранной лексикой; однако в Словаре приведены распространенные иноязычные и специфические профессиональные термины, с которыми студенты могут встретиться в учебном пособии.

Общее содержание учебного пособия основано на требованиях к знаниям и умениям по дисциплине, изложенных в ФГОС СПО 2010 г., определяя концепцию и общее построение курса.

Учебное пособие состоит из четырех разделов:

— раздел 1. Основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности,

— раздел 2. Методы изучения народного художественного творчества,

— раздел 3. Традиционные народные праздники и обряды,

— раздел 4. Теоретические основы и общие методики организации и развития народного художественного творчества в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждений.

Внутри разделов выделяются темы. В конце каждой темы помещены контрольные вопросы и задания, а в конце разделов — список литературы.

Кроме того, учебное пособие содержит два словаря («Словарь научных и народных терминов» и «Словарь литературоведческих терминов»), а также итоговые тестовые задания по курсу «Народное художественное творчество» для контроля знаний студентов.

Данное учебное пособие — это основная часть учебно-методического комплекса, в который, кроме него, войдут: рабочая программа, хрестоматия-альбом, мультимедийное пособие для преподавателя и отдельное издание о местных центрах народных промыслов и ремесел, музеях народного творчества, народных мастерах, известных творческих коллективах, фольклорных ансамблях, студиях Новосибирской области.

Цитирование народных произведений, их названия даны в учебном пособии преимущественно по изданию Зуевой Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Хрестоматия.- М.: Флинта: Наука, 1998.

Интерес к народным корням культуры — сегодня мировая тенденция, вызванная проблемами глобализации. Сегодня в обществе растет понимание того, что обеспечение безопасности страны, адекватное и своевременное реагирование на внешние и внутренние вызовы, создание условий для интенсивного экономического развития взаимосвязано с духовным развитием общества, развитием сферы культуры, уровнем ее государственной поддержки.

Укрепление нравственных ценностей, сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечение возможности для свободного и равного доступа граждан Российской Федерации к культурным ценностям, развитие материально-технической базы учреждений культуры, внедрение новых технологий и достойная оплата труда работников организаций культуры и искусства -вот те задачи, решения которых должно стать стратегическими направлениями государственной культурной политики на ближайшие годы.

Сохранить в многонациональном доме индивидуальность и неповторимость, уникальность и своеобразие каждой этнической группы, создать в нем атмосферу взаимоуважения и духовности — долг каждого из нас.

Автор учебного пособия выражает глубокую признательность научному консультанту издания кандидату искусствоведения Н.В. Леоновой и заведующей библиотекой Новосибирского областного колледжа культуры и искусств Е.К. Мельниковой за помощь, оказанную в сборе материалов.

Раздел 1. Основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности

Тема 1.1. Понятие, своеобразие и основные свойства народного художественного творчества

Народное художественное творчество — широко используемое понятие, но при всей кая простоте определить его границы, перечислить все его основные элементы и дать им характе сложно даже для специалистов, ведь изучение народного художественного творчества предг знание основ истории и теории культуры, фольклора, истории народного костюма и быта, на] изобразительного и прикладного искусства, краеведения, этнографии и других дисциплин.

Народное художественное творчество является важнейшей, фундаментальной частью ш художественной культуры, которая, в свою очередь, является частью культуры общества. При э слои культуры общества прошли начальную стадию развития в народной культуре и сохранил или иной мере с ней связь, пользуются ее ценностями, художественными возможностями.

Народное художественное творчество — явление массовое и коллективное, вклю> фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, художест самодеятельность и неорганизованное любительское творчество.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятел общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования; в нем вош воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, переживаний, представления о справедливости и счастье.

Понятие «народное художественное творчество» появилось сравнительно неда используется для обозначения художественной деятельности народа как в традиционных фолью формах, так и в современных, когда речь идет о творчестве отдельных любителей или организо; формах художественной самодеятельности. При этом оно употребляется, скорее, для характер социального явления, форм проявления художественной активности, чем самого процесса твор деятельности.

Читайте также:  Фольга алюминиевая как народное средство

Так, народное художественное творчество в узком (этнокультурном) смысле самобытная, основанная на этнических традициях, художественная деятельность, воплоще характерные особенности художественного сознания того или иного народа. На] художественное творчество в широком смысле является синонимом нсспецнализиров (досуговой, любительской) коллективной или индивидуальной художественной деятел* людей в различных сферах художественной культуры общества (в сфере фольклора, религи* искусства, классического и современного искусства).

— Для понимания сущности термина «народное художественное творчество» необх раскрытие значения ключевого термина — «творчество».

В узком смысле слова термин «творчество» обозначает человеческую деятельность, в резу, которой появляется нечто новое, характеризующиеся новизной, оригинальностью. В данном с основной целью творчества и его содержанием для субъекта творчества (певца, сказителя, сказо 1 мастера) становится стремление «оставить свой след»: проявить творческий потенциал, отра; художественных образах систему знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности, вы духовность.

Таким образом, понятие «народное художественное творчество» означает:

1) процесс создания конкретных форм и жанров народного искусства, т.е. конкр
произведение, представляющее собой акт художественной деятельности — испол:
(песни, хоровода, сказки и т.п.) или материально-вещественный предмет — какое-н)
изделие;

2) механизм развития традиций, создания новых конкретных вариантов произведений, t

типов культур (например, городской фольклор);

3) социальное явление, обусловленное его синкретичностью — единством творческого про:

создания, хранения и передачи созданных образцов, которые из поколения в поко/ осваиваются и как бы заново перерабатываются.

В международной научной терминологии народное творчество приравнивается к понятию фольклор 1 (от английского слова folklore — народная мудрость). Этот термин впервые был введен в 1846 г. английским археологом У.Дж. Томсом. Как официальное научное понятие впервые принят английским фольклорным обществом (Folk-lore Society), основанным в 1878 г. В 1880 — 1990 гг. термин входит в научный обиход во многих странах мира, в том числе и в России.

Первоначально термином «фольклор» обозначали как предмет исследования, так и соответствующую науку. Позднее во многих странах применительно к науке стал употребляться термин «фольклористика». Постепенно понятие «фольклор» начало охватывать всю область духовной, а иногда и материальной культуры народных масс. Постепенно доминирующими оказались определения фольклора в узком и широком смыслах: 1) как устного народного творчества и 2) как совокупности всех видов народного творчества в контексте народной жизни.

Обобщенное определение фольклора было дано ЮНЕСКО в 1985 г. Фольклор (в более широком смысле традиционная народная культура) — это коллективное, основанное на традициях творчество групп и индивидов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением культурной и социальной самобытности.

ЮНЕСКО к формам фольклора наряду с другими относит: язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды искусства.

В учебном пособии понятие «народное художественное творчество» рассматривается как совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений и отражают народную систему знаний, ценностей, норм, традиций.

Народное художественное творчество как некое целостное явление обладает рядом родовых свойств. При этом разные формы народного художественного творчества обладают общими параметрами или признаками, присущими всем его видам (фольклору, изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, художественной самодеятельности и бытовому творчеству).

Из всего набора свойств народного художественного творчества, выделенных фольклористами и другими специалистами в разное время, представляются особенно важными две фундаментальные особенности, тесно связанные между собой.

Важнейшее родовое свойство НХТ — синкретизм. Синкретизм в широком смысле, т.е.
нерасчлененное, диффузное сосуществование в связанном виде знаний и верований, этики, эстетики и
быта, художественной и внехудожественной сфер культуры, мира представлений (картины мира) и
способов практического действия, что характерно для группового (соборного), коллективистского
сознания и поведения. Синкретичен и процесс создания-бытования образцов народного
художественного творчества. В нем нет разделения на создателя, слушателя (зрителя), исполнителя. Все
сообщество (община) являются равноправными участниками единого действия (действа). Как правило,
действо (трудовое, обрядовое, празднично-игровое и пр.) выполняет несколько ролей (функций) —
утилитарно-бытовую магическую, обрядово-ритуальную, художественно-эстетическую,

коммуникативную и т.д.

Так, произведение народного искусства обязательно содержит в себе апелляцию к языческим богам, духам или демонам, имеющую смысл просьбы или оберега. Слово, интонация, форма, архитектоника, цвет, орнаментика обладают особым семиотическим контекстом, адресованным сакральным силам.

С другой стороны, любое произведение народного искусства оказывается выполненным по законам и правилам данного жанра художественного творчества, и, соответственно, может быть проанализировано и оценено с позиции эстетических канонов — музыкальных, изобразительных, хореографических, драматических и т.п.

Произведения народного искусства никогда не создавались без какого-либо смысла, определенного утилитарного назначения. Здесь срабатывал характерный для любого этноса принцип экономии энергии и сил. Поэтому любое произведение искусства — пространственное или временное —

1 Фольклор в узком и широком смысле — это устное народное творчество, а также совокупность всех видов народного творчества в контексте народной жизни.

обязательно имеет утилитарный смысл и значимость, то есть как-то оптимизирует жизнь человека, делает более комфортным и эстетичным его быт.

Синкретизм ярче всего проявляется в наиболее архаических образцах народного творчества, где слиты элементы трудового и обрядово-магического процесса, пантомимы, пения, словесного текста, танца. Цель такого действа — способствовать удачной охоте, доброму урожаю. Подобные обряды долго сохранялись в народной жизни.

Например, в Орловской и др. губерниях на рубеже Х1Х-ХХ вв. зафиксирован обряд, сохранившийся с глубокой древности и связанный с первым выгоном скота. Пастух с ковригой хлеба на голове, молодуха и староста трижды обходили стадо. После совершения ряда действий через все стадо перебрасывалась палка, что должно было уберечь животных от болезней и нападения хищников. Это можно сравнить с синкретически нерасчлененными песенно-танцевально-игровыми действами в Древней Греции Великими Дионисиями, связанными с культом плодородия, где празднично-эстетический момент неотделим от обрядово-ритуально-магического и др. Нечто подобное представляет, например, святочное ряжение, игры и забавы на Руси, еще сохраняющиеся фрагментарно и несущие наряду с празднично-эстетическим также магический смысл, дабы обеспечить добрый урожай, достаток в доме.

Вполне утилитарное назначение резных наличников в русских избах, скрывающих щель между срубом и оконным проемом синкретически сливается с магическим назначением и смыслом вырезанных на дереве узоров, представляющих собой магические знаки, уходящие корнями в язычество. Круг или розетка символизирует солнце (солярный знак), прямоугольники, ромбы — знаки земли и т. п. Они призваны оберегать жилище от несчастий, от нечистой силы. В настоящее время магический смысл в большинстве своем забылся. Но осталась орнаментация как традиция, завещанная предками. До сих пор в Архангельской области на берегу Белого моря делают традиционную глиняную игрушку, сходную с Дымковской. Казалось бы те же барышни, животные, свистульки т пр., но они изукрашены солярной орнаментикой, имевший ныне забытый смысл.

Не менее важное родовое свойство НХТ — его традиционность. Традиционность— опора на традицию как способ коллективного обобщения социального опыта сообщества разного пространственно-временного масштаба: от нескольких лет до столетий, от небольшой социально-специфической общности (солдаты, студенты) до народа как этноса, нации или даже метаэтноса (нескольких народов), представляющих территориальный регион, страну и даже несколько стран.

Традиция — это механизм сохранения, воспроизведения и передачи социально значимого опыта
(знаний, представлений, смыслов и т.д.), а также его обновления в процессе непосредственной
совместной коллективной практики. В широком смысле — это особый принцип, способ (механизм)
функционирования, воспроизведения и передачи культурного опыта, навыков, умений, в пространстве и
времени непосредственно от человека к человеку, от поколения к поколению в совместной
деятельности, в процессе общения. Этот механизм называют устной передачей культурных текстов,
устностью, включая исторические и современные пласты народной культуры. ;

Читайте также:  Народные средства от нозематоза пчел

Народное художественное творчество — массовое творчество:созданные народом произведения анонимны(не имеют автора), их автор — народ.

Совместная (или коллективная) практика в народной культуре характеризует принадлежность любого этнографического, фольклорного факта (песни, обрядового действия) не отдельным индивидам или группам, а всему сообществу в нескольких поколениях. Причем, в процессе непосредственной совместной деятельности происходит обобщение, отбор наиболее значимого для сообщества (социальной группы) опыта, текстового материала, накопление его и сохранение в групповой памяти, а также неоднократное воспроизведение. То, что перестает быть значимым для сообщества (какие-либо тексты, смыслы, образы, правила и т.д.) не воспроизводится, забывается. Некоторые авторы называют этот процесс метафорически коллективным контролем, коллективной «цензурой».

Освоение накопленного поколениями опыта осуществляется преимущественно в совместных действиях (совместного пения, проведения обрядовых, ритуальных действ, хозяйственных работ) имитационно, т.е. путем подражания (имитации) образцу, подражания мастеру (учителю), который предстает носитель исторически сложившихся образцов, эталонов. Таково пение «за следом» (повторение «голоса» (партии), который ведет более опытный участник, мастер), повторение действий в обряде, ритуале, приемов при изготовлении каких-либо предметов и пр. В определенном смысле сам мастер выступает образцом для ученика. Их тесный контакт приводит к тому, что передаются не только навыки, технические приемы, смыслы. Учеником перенимается также мироощущение, представления, т.е. достигается созвучие эмоциональных реакций с мастером, с группой. Такое усвоение культурной

информации в поцессе народного творчества прошлого происходит постепенно, начиная с детского возраста в семье, в певческом коллективе, в общине. Не случайно складывались целые династии сказителей былин (Рябинины, Рябинины-Андреевы, Суриковы), где навыки, эталоны передавались от родителей к детям, а также певческие «школы», ремесленные мастерские и т.д.

В народной культуре творчество анонимно,поскольку здесь не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы «владеет» все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник), даже очень искусный, воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре своего родного края, народа.

В народной культуре механизм непосредственной (изустной) передачипрошедшего коллективный «отбор» социально значимого опыта подкрепляется специфическими средствами. Таковы, как уже говорилось, высокая степень обобщения, стереотипизацин коллективного опыта.Это необходимо для того, чтобы обеспечить накопление, воспроизводство, передачу и сохранение в памяти группы, рода, большого объема информации: знаний, представлений, норм, смыслов, а также культурных текстов, в которых они воплощены.

В ходе многовековой культурной практики такой опыт отливается в систему стереотипов, (типовых элементов, формул), т.е. устойчивых, повторяющихся структурно-смысловых единиц, образно-семантических комплексов, композиционно-содержательных схем, которые дополняются достаточно устойчивыми, стандартизированными правилами оперирования такими элементами, элементарными ячейками, например, слова, словосочетания.

Особенно явственно первичные формулы (ячейки) проявляются в наиболее древних пластах народной культуры. К ним можно отнести устоявшиеся, повторяющиеся и передающиеся потомкам действия, их последовательности, включенные в праздничные, обрядовые действа, повседневную жизнь, словесные, интонацонно-мелодические комплексы, пластические, изобразительно-орнаментальные элементы и пр.

Исследователи классического фольклора (эпического, обрядового и пр.) выявили такие устойчивые формулы, стереотипы в словесных текстах. К таким повторяющимся структурно-смысловым единицам относят так называемые общие места (loci communes), лейтмотивы, образные «клише» (красно солнышко, добрый молодец и пр.), устойчивые и повторяющиеся схемы типа «столько -сколько», «как» (quomodo-формулы). Например: «столько копен, сколько звезд в небе» или «пусть будет снопов, как капель дождя». Такие стереотипы облегчают усвоение, сохранение в памяти, воспроизведение текстов определенного типа, жанра.

Общие места (loci communes) почти дословно переходят из одного раздела в другой, из одного произведения в другое, от одного сказителя (певца) к другому. Они особенно характерны для былевого эпоса, песен календарного, обрядового цикла. Таковы: описание пира у князя Владимира, вхождения в княжескую гридню, похвальбы гостей, избивания врага и мн др. («Во стольном было городе во Киеви, / У ласкова у князя у Владимира, / Как было пированьице почестей пир» — запись Рыбникова). В современных устных текстах, например, можно выявить устойчивые зачины — «Жили-были. «, «Однажды в темном лесу (подвале и т. д.). «. В частушках часты своего рода «бродячие клише» типа «с неба звездочка упала» и др.

Подобные структурно-смысловые единицы (попевки-формулы), составляют основу фольклорного мелоса (обрядового, эпического и пр.), образуя своего рода «интонационно-мелодический словарь». С таким «словарем» связана в конечном итоге и интонационная основа классической и современной русской песенности (песня-романс, бытовые, дворовые и пр. авторские песни, вошедшие в повседневный обиход).

Обобщенные сюжетно-композиционные комплексы в разных видах фольклора, обрядовых действах, в современной устной прозе, песенных текстах выступают как устойчивые повторяющиеся стереотипы. Формируются устойчивые изобразительные мотивы, лежащие в основе орнамента, основанные на комбинации сложившихся в глубокой древности изобразительных символах, магических знаках, имеющих устоявшийся смысл (круг — символ солнца, волнистая линия — водной стихии и т. п.). Эти стереотипы обеспечивают стабильность, занимая иногда половину и более всего текста. Изменчивость, пластичность, способность адаптироваться и приспосабливаться к меняющимся условиям в устном бытовании достигаются наличием нмпровизационности и вариативности.

Подобного рода типовые элементы могут занимать половину и более всего текста, оставляя все же пространство для относительно свободного, в той или иной степени импровизационного построения текста (импровизационность от лат. improvisare — внезапный, непредвиденный неожиданный).

В ходе исполнения обычно импровизируются(изменяются) менее нормированные элементы текстов: словесных, интонационно-мелодических, пластических и пр. Если в специализированной (профессиональной) художественной деятельности импровизация является преднамеренным сочинением нового художественного текста непосредственно в процессе исполнения, то в народной культуре прошлого и настоящего она предстает как отклонения, произвольные или непроизвольные, подготовленные или случайные, от эталонного образца, которые не разрушают его. Это могут быть интонационно-мелодические распевы в многоголосных лирических песнях, словесные «пассажи» в обрядовых текстах, прибаутках ярмарочных «дедов», петрушечников, у современных рассказчиков анекдотов, баек, страшных историй, исполнителей песен и пр. В ярмарочных представлениях, в народной драме актеры должны на ходу реагировать на реплики зрителей, придумывать ответы на их вопросы. В народном творчестве импровизация, как правило, ограничена типовыми рамками. Степень допустимых отклонений может колебаться в зависимости от особенностей жанра, состава участников, зрителей (слушателей). Так, в обрядовых песнях, где преобладают устойчивые типовые элементы -формулы и др. константы, импровизация занимает относительно меньше места, чем, например, в протяжных или частушках, байках, анекдотах и др. классических и современных жанровых разновидностях.

Между актами исполнения народное произведение хранится в памяти. Озвучиваясь, произведение каждый раз как бы рождается заново. Исполнитель импровизирует. Он опирается на знание художественного языка, отбирает готовые художественные компоненты, создает их комбинации. Без импровизации использование «заготовок» и применение устно поэтических (музыкальных или художественных) приемов было бы невозможно.

Импровизация не противоречила традиции, напротив — она существовала именно потому, что существовали определенные правила, художественный канон. Произведения народного художественного творчества подчиняются законам своего жанра. Жанр допускал ту или иную подвижность, устанавливал границы колебания. Так, есть жанры, ориентированные на импровизацию (причитания, колыбельные песни), и даже такие, тексты которых были разовыми (ярмарочные выкрики торговцев). В отличие от них, имеются жанры, предназначенные для точного запоминания, следовательно, как бы не допускавшие импровизации (например, заговоры).

Читайте также:  Народные средства при заболеваниях половых органов

Импровизация в народном художественном творчестве несла в себе творческий импульс, порождала новизну, выражала динамику творческого процесса.

Устная форма усвоения и передачи произведений народного художественного творчества делала их открытыми для изменений. Двух полностью одинаковых исполнений одного-и того же произведения не было даже в том случае, когда исполнитель был один.

Поскольку произведения народного творчества бытуют в виде многократных исполнений, они существовали в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями или одним (повторно).

Вариативность(от лат. vario — видоизменять, разнообразить) непосредственно передаваемых традиций присуща народному творчеству прошлого и настоящего.Ибо здесь не существует буквального повторения (слово в слово, нота в ноту). В сознании традиционного мастера (исполнителя) хранятся и передаются другим не заученные наизусть тексты, образцы, но устоявшиеся стереотипы, структурно-смысловые единицы, способы оперирования ими. Следовательно, воссоздание целого (песни, анекдота, предания) происходит на основе традиционного механизма, т.е. посредством комбинирования, сопоставления, противопоставления различных типовых элементов непосредственно в ходе воспроизведения текста. Такое комбинирование, сочленение первичных «кирпичиков» осуществляется по-разному в разных ситуациях и зависит от многих причин: от условий воспроизведения (в узком кругу, для широкой аудитории, для записи и др.), внешних воздействий (состава слушателей, зрителей, участников действа), особенностей мастера (исполнителя). В результате каждый последующий акт воспроизведения образца дает не точную копию предыдущего, а его вариант.

Вариант же не становится индивидуальным образцом, подлежащим буквальному запоминанию, повторению (имитированию), подражанию, но выступает как репрезентант (представитель) того, что является константным, стабильным, т.е. инвариант.

Так, инвариантность, однотипность в реальном многократном воспроизведении традиционной крестьянской одежды выражается в единстве кроя, основной цветовой гамме, но в каждом конкретном костюме всегда есть свои особенности, специфические детали. Например, качество ткани, характер отделки, расцветка и др. Повторение частушки, анекдота разными людьми в разных ситуациях максимально близки, но не тождественны. Таким образом, повторение образца (инварианта) в народной культуре не есть тиражирование копий, а постоянное видоизменение его при сохранении качественной определенности. Носители фольклорных традиций говорят: «То же, да не так».

Каждый из исполнителей устного текста вносит свою «особинку» в комбинирование типических единиц, канонов в словесном, музыкальном творчестве, в разных видах ремесел, празднично-обрядовых действах, способах хозяйствования, оставаясь при этом в рамках, установленных традициями. Традиционная роспись (хохломская, городецкая и пр.), вышивка, резьба по дереву как в прошлом, так и в настоящем предстают каждый раз в качестве новых неповторимых комбинаций типовых элементов, первичных формул, передаваемых и воссоздаваемых в процессе непосредственной совместной практики. Здесь сказывается не только уровень мастерства, умелости, индивидуальные пристрастия, жизненный опыт, но и особенности культурной среды, историческая, природно-территориальная специфика, характер ситуации.

Следовательно, общее в народном творчестве является главным. Сказочники (исполнители сказок), песельники (исполнители песен), сказители (исполнители былин), вопленицы (исполнители причитаний) стремились прежде всего донести до слушателей то, что соответствовало традиции. Повторяемость устного текста допускала его изменения, а это позволяло отдельной талантливой личности проявить себя творчески. Происходил многократный творчески акт, сотворчество, в котором любой представитель народа мог быть участником.

Так, например, исполнение сказок было доступно каждому: мужчинам и женщинам, взрослым и детям; но всегда выделялись одаренные люди, которые сохраняли и развивали сказочное наследие. Рас­сказыванию сказок способствовали некоторые виды работ — в охотничьих, рыболовных, лесорубных артелях нередко находился сказочник. Он был необходим и на мельнице — в этом «оригинальном деревенском клубе» (Ю.М. Соколов). Некоторые сказочники, особенно из среды беднейших крестьян, в определенных условиях использовали свое мастерство как средство к существованию, поэтому им важно было намекнуть в конце на угощение. Известная концовка, в которой среди сказочных пер­сонажей неожиданно появлялся на пиру сам сказочник, конечно, и служила таким намеком: ведь он там был и мед-пиво пил, даже по усам текло — а в рот не попало.

Источник



Организация и руководство народным художественным творчеством

дневного и заочного отделений

«Народное художественное творчество»

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, где дисциплина «Организация и руководство народным художественным творчеством» закреплена в цикле общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент).

Дисциплина «Организация и руководство народным художественным творчеством» читается студентам 2, 3, 4 и 5 курсов специальности 071301 «Народное художественное творчество» дневного и заочного отделений и является одной из основных в системе подготовки студентов. Цель курса — обеспечить единую теоретическую, педагогическую подготовку студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество», квалификаций «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель», «Режиссер любительского театра, преподаватель» по современным технологиям организации народного художественного творчества различных категорий населения.

Предмет изучается на протяжении учебного года. Общее количество часов — 210. Настоящее учебно-методическое пособие является второй составной частью материалов, изданных по дисциплине «Организация и руководство народным художественным творчеством» и отражает вопросы курса, к изучению которых студенты обращаются в весеннем семестре учебного года.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов (у студентов дневного и заочного отделений) и контрольная работа (у студентов заочного отделения). Автором учебно-методического пособия используются в работе со студентами такие методы, как тестирование, анкетирование, иллюстрирование, мини – сочинение, деловая игра и т. д. В часы, отведенные на самостоятельную работу, студенты готовятся к семинарским занятиям: конспектируют первоисточники, работают с периодическими изданиями. Форма отчетности: у студентов, получающих в процессе обучения в вузе квалификации «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» (народный танец), «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель», «Режиссер любительского театра, преподаватель» – экзамен; у студентов, получающих в процессе обучения в вузе квалификацию «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» (спортивный и эстрадный танцы) – зачет. Экзамен и зачет проводятся в устной форме по билетам, в билете два вопроса.

Учебно-методическое пособие содержит пояснительную записку, тематический план курса (для студентов дневного и заочного отделений), содержание разделов дисциплины (лекционный курс), планы практических занятий (для студентов дневного и заочного отделений), списки основной и дополнительной литературы, вопросы к зачету и экзамену (для студентов дневного и заочного отделений), тематику контрольных работ и общие требования к выполнению их (для студентов заочного отделения) и словарь терминов.

Темы курса сгруппированы по 4 разделам:

— раздел 1. «Научно – методическое руководство коллективами народного художественного творчества», в котором обозначены вопросы, раскрывающие сущность понятия «методическое руководство» и освещающие основные этапы становления и развития методического руководства культурно – просветительной работой;

— раздел 2. «Организация деятельности методических органов и служб», где характеризуются основные направления и формы деятельности домов народного творчества в нашей стране;

— раздел 3. «Технология деятельности учреждений культуры», в котором раскрываются вопросы, связанные с особенностями деятельности учреждений культуры (подготовкой культурно – досуговых программ, изучением культурных потребностей и интересов аудитории и т. д.);

— раздел 4. «Методическое обеспечение культурно – досуговой деятельности», где обобщен опыт методической работы культурно – досуговых учреждений и обозначен круг вопросов, изучение которых направлено на развитие у студентов навыков методической работы.

Особенностью учебно-методического пособия является его профессиональная направленность. Эффективности в изучении курса «Организация и руководство народным художественным творчеством», можно добиться только при условии опоры на те знания, которые студенты приобретают по специальным дисциплинам.

Источник