Меню

Методы преподавания народного танца

Методическое пособие по русскому народному танцу

Олеся Казакбаева
Методическое пособие по русскому народному танцу

Методическое пособие по русскому народному танцу.

«Музыкальная раскладка движений русского танца»

(в помощь педагогам-хореографам)

2. О русском танце;

3. Упражнения для рук;

4. Основные элементы русского танца;

5. Список литературы.

Методическое пособие разработано в помощь молодым специалистам по хореографии, не имеющих опыта работы с детьми в системе дополнительного образования. Молодые педагоги испытывают определенные трудности, именно тогда, когда приступают к изучению нового материала. Как, не только грамотно, но и доступно обучить детей тем или иным движениям, этот вопрос с годами исчезнет сам по себе, когда у них появится опыт работы, свои наработки, свое видение предмета. Данное пособие содержит:

• музыкальную раскладку на начальном этапе обучения в классе народного танца;

Разработка сопровождается материалами:

методические рекомендации по музыкальной раскладке движений русского танца;

• разновидности элементов русского танца.

Для изучения элементов русского танца подобраны элементы, в процессе изучения которых есть определенные трудности и типичные ошибки. Для русского танца, в котором часто исполняются выстукивающие элементы, обувь должна соответствовать характеру танца. Прежде всего, она имеет кожаную основу, для девочек — это туфли на среднем каблучке (3-4 сантиметра, для мальчиков — сапоги.

2. О русском танце

Нет необходимости говорить о степени важности изучения русского танца. Его развитие тесно связано со всей историей народа, с его бытом и обычаями. Он удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционными построениями.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком.

В данной работе для изучения предлагаются базовые (традиционные) элементы русского танца.

3. Упражнения для рук.

Руки в русском танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцу национальную окраску и особую выразительность.

Перед тем, как начать изучение позиций рук в народном танце, необходимо выучить позиции рук классического танца. Во время исполнения упражнений следить за правильной постановкой корпуса. на разучивание упражнений необходимо много музыкального сопровождения, чтобы было время на исправление выявленных ошибок. Затем объяснить и разучить компоновку кисти в позициях народного танца:

• пальцы собраны (пальчики в «варежке»).

• большой палец находится рядом с указательным (не уходит к центру ладошки,

• пальцы не напряжены, безымянный палец и мизинец чуть приподняты вверх.

• в 1 и 2 позиции локти не провисают вниз;

В положении «руки на талии»:

• 4 пальца прикасаются друг с другом, большой палец сзади,

• кисти примыкают плотно к бедрам и находятся сбоку – следить чтобы руки не сползали на живот, локти не отводились назад.

• локти и плечи опущены вниз.

• когда проучены точные движения рук из позиции в позицию, можно сократить количество тактов при исполнении упражнений и использовать различные варианты движения рук.

Упражнение исполняется на 8 тактов. Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

-2 такта – стоять, корпус подтянут, руки опущены вниз вдоль корпуса (подготовительное положение);

-2 такта- руки снизу, по корпусу, поднять в положение руки «на талии»

-2такта – стоять, корпус подтянут, плечи опущены;

-1 такта- руки,по корпусу, опустить вниз;

-1такт – мышцы корпуса расслабить (дать почувствовать детям контрастные ощущения расслабленных и «собранных мышц»). 8 тактов – упражнение повторяется.

Упражнение исполняется на 8 тактов. Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

-1 – 4 такты –из подготовительного положения поднять руки в 1 позицию, стоять корпус подтянут;

-5 – 8 такты – удлинить руки (положение allonge) и плавно опустить в подготовительное положение. (Повторить 2 раза).

Упражнение исполняется на 4 такта

-1 -й такт — поднять руки в 1 позицию;

-2-й такты – фиксируем 1 позицию;

-3 — 4-й такты — удлинить руки (положение allonge) и плавно опустить в подготовительное положение. (Повторить 4 раза).

Исходное положение 6 или 1 позиция ног. Упражнение исполняется на 8 тактов.

-1-2-й такты – из положения руки на талии- открыть в 1 позицию;

-3–й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед («открыть воротца» — удлинить, следить чтобы локти не проваливались вниз;

-4 –й такт- вернуть руки в 1 позицию (округлить);

-5 — й такт – снова удлинить руки вперед;

-6 – й такт –и открыть на 2 позицию;

-7–й такт — удлинить руки (положение allonge, опустить в подготовительное положение;

8 –й такт – снизу, по корпусу, взять руки на талию (повторить 2 раза).

Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

-1 -й такт – из положения руки на талии- открыть в 1 позицию;

-2 –й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед (удлинить);

-3 –4 й такты – открыть на 2 позицию, фиксируем позицию;

-5 –й такт – со 2 позиции закрываем руки в 1 позицию;

-6- й такт – фиксируем 1 позицию;

-7 – й такт – разворачивая кисти ладонями вниз, закрываем на талию;

-8 –й такт – фиксируем положение рук на талии;

Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

Движение рук из 1 позиции в 3 позицию. Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

-1 -й такт – из положения руки на талии- открыть в 1 позицию;

-2 –й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед и удлинить;

-3 –4 й такты – поднять в 3 позицию, фиксируем позицию;

-5 –й такт – из 3 позиции опускаем руки в 1 позицию;

6- й такт – фиксируем 1 позицию;

7 – й такт – разворачивая кисти ладонями вниз, закрываем на талию;

8 –й такт – фиксируем положение рук на талии;

Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

(Когда проучена основа, варианты port de brasмогут быть различными:

-1 -й такт – правую руку открыть через 1 поз. на 2 поз., сопровождая руку взглядом;

-2 –й такт- левую руку открыть через 1 поз. на 2 поз., сопровождая руку взглядом;

-3 –й такт -закрыть правую руку через 1 поз. на талию, сопровождая руку взглядом;

-4 — й такт — закрыть левую руку через 1 поз. на талию, сопровождая руку взглядом и т. д.

4. Основные элементы русского танца

Советы педагогу и методические рекомендации:

— припадание изучается после того, как разучено положение sur le cou- de- pied.

— исполняя припадание с продвижением в сторону — необходимо следить чтобы падение исполнялось вдаль за ногой в сторону;

— demi-plie должно исполняться сдержанно (на мышцах)

— свободная нога берется на cou- de- pied четко, сохраняя выворотное положение ног;

№ 1 Припадание с продвижением в сторону

Исходное положение 5 позиция ног, лицом к станку (вступление):

-1 такт- полупальцы;

-1 такт -. правую ногу открыть в сторону на 25 градусов (движение проучивается на 2 такта, лицом к станку, позже на середине зала);

-1 такт – томбе на правую ногу в сторону, левая нога берется на cou- de- pied (положение фиксируется);

-1 такт – встать на полупальцы левой ноги, правую ногу открыть в сторону на 25 градусов (2 такта — движение повторяется сначала).

Затем движение исполняется на 1 такт и на 1/2 такта.

№2 Припадание вперед без продвижения

Исходное положение 5 позиция ног (на вступление):

-1 такт- полупальцы;

-2 такт — правую ногу открыть вперед на 25 градусов;

«раз –и» – томбе на правую ногу под опорную, левую ногу четко взять на cou- de- pied.

«два –и»– встать на полупальцы левой ноги, правую ногу открыть вперед на 25 градусов, движение повторяется сначала.

Припадание может исполняться в повороте на 1/4, 1/2 круга.

— исполняя припадание без продвижения, необходимо следить чтобы падение исполнялось точно под опорную ногу;.

Читайте также:  Народные средства для очищения кишечника от шлаков

— после того, как движение разучено в чистом виде, добавляются движения головы, рук, корпуса.

Изучение дробных движений русского танца.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— прежде чем приступить к изучению основных дробей (верхней «из-за» такта и «ключевой» в такт, необходимо проучить ударные подготовительные упражнения;

— полезно, для развития чувства ритма и лучшего запоминания ритмического рисунка, повторять его хлопками в ладоши;

— на протяжении всего движения высота demi-plie на опорной ноге сохраняется;

— работающая нога согнута в колене на высоте – выше щиколотки, подъем сокращен, ступня параллельно полу;

— отскок на опорной ноге должен быть коротким, со звуком в пол, что далее даст четкий звук при исполнении дробей;

— удары должны быть отскакивающими (не «лепить» в пол, а для этого икроножная мышца должна быть напряжена;

— удары пробиваются всей стопой.

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1такт. Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».

«раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

Повторить 4 раза. Затем исполнить левой ногой

№2 Подготовительное упражнение

Исходное положение 6 позиция ног. колени «смягчены».

«раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

«раз» – удар всей стопой об пол левой ногой;

«и- два –и» – пауза. Повторить 8 раз.

№3 Тройной притоп

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1такт. Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».

«раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

«и» – удар всей стопой об пол левой ногой;

«два» – удар всей стопой об пол правой ногой;

Повторить 4 раза с правой ноги. затем 4 раза с левой ноги

Эти движения можно исполнять в различных ритмических рисунках (в такт, «из –за» такта, с паузами и т. д.)

№ 4 Подготовительное упражнение к верхней дроби

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1 такт. Лицом к станку 6 позиция ног. На вступление demi-plie на левой ноге, правую согнуть и поднять выше щиколотки.

«и» — отскок на левой ноге;

«и» — движение повторяется и так 4 – 6 раз. Затем исполняется на середине зала. (Следить чтобы при исполнении отскока положение сохранялось).

№ 5 Верхняя дробь (основная)

Исходное положение 6 позиция ног. На 1 такт движение.

«и- и- раз» — отскок на левой ноге, а правой пробить 2 удара (всей стопой, закончить движение – тяжесть корпуса на правой ноге

-1 такт – повторить левой ногой.

№ 6 Верхняя дробь (законченный вид)

«и- и- раз» — отскок на левой ноге, правой пробить 2 удара (всей стопой);

«и-и-два» — отскок на правой ноге, левой пробить 2 удара (всей стопой).

№ 7 Верхняя дробь с переступанием

Исходное положение 6 позиция ног. demi-plie.

«и-и-раз» — отскок на левой ноге, правой пробить 2 удара (всей стопой, закончить движение – тяжесть корпуса на правой ноге;

«и-2» — 2 переступания на левую и правую ногу;

-1 такт – повторить с левой ноги.

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1 такт.

исходное положение 6 поз. ног, demi-plie.

«раз» — удар правой ногой

«и» — отскок на левой ноге

«два-и» — 2 переступания на правую ногу, левую.

Движение повторить 4 раза с правой ноги затем с левой ноги

№ 8 Русский ключ

Когда разучено движение № 7с двух ног, разучивается русский ключ простой.затем сложный:

«раз» — удар правой ногой;

«и» — отскок на левой ноге;

«два» -наступить на правую ногу;

«и» — удар левой ногой;

«раз» — отскок на правой ноге;

«и-два» — притоп левой ногой, притоп правой ногой.

Виды (приемы)дробных движений: дробная дорожка, пятко- носковая дробь, дробь одной ногой «хромоножка»

В этом движении поочередный перевод ног спереди назад производит впечатление, как будто заплетается веревочка.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— высота деми- плие и низких полупальцев сохраняется на протяжении всего упражнения;

— колени опорной и работающей ноги направлены в сторону;

— при сгибании, работающая нога не отводится от опорной («зацепиться» пальцами сзади)

— следить, чтобы работающая нога опускалась на подушечку точно под пятку опорной, не заводилась глубоко накрест, иначе, это приведет к развороту бедер, что не допустимо при исполнении этого движения.

— следить чтобы движение исполнялось на одном месте (за счет проскальзывания вперед на опорной ноге) продвижения назад недопустимо,

— перед тем, как приступить к изучению веревочки на середине зала необходимо проучить у станка элемент — пассе, подготовку к веревочке и его разновидности.

№ 1 Подготовительное упражнение

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 4 такта.

Исходное положение 5 позиция ног.

-1 такт – ретире, колено направлено в сторону;

-1 такт – повысить ногу до положения «у колена»;

«и» — повысив перевести ногу назад;

-1 такт – опустить по опорной ноге в 5 позицию;

-1 такт- пауза. Исполнить движение в обратном порядке.

№ 2 Подготовительное упражнение

Музыкальный размер 2/4. Движение исполняется на 2 такта, исходное положение 5 позиция ног,боком к станку:

«раз» – правая нога через ретире (колено направлено в сторону);

«и-2» – повышается до положения «у колена»;

«и» — повысив, переводится назад;

— 1 такт — опустить по опорной ноге в 5 позицию;

-2 такта – повторить левой ногой.

№ 3 Подготовительное упражнение

Музыкальный размер 2/4. Движение исполняется «из-за» такта.

Исходное положение 5 позиция ног,боком к станку:

-на «и» — правой ногой пассе, с фиксацией ноги сзади, в положении «под коленом»;

— «раз — опустить по опорной ноге в 5 позицию;

«и» — можно исполнить движение в обратном порядке, правой ногой вперед или повторить движение левой ногой.

№ 4 Выполнение движения «Веревочка»

Перед тем, как приступить к выполнению движения «Веревочка»

следует проучить упражнение № 3 в положении demi-plie.

Исходное положение 5 позиция ног, боком к станку. На вступление- деми- плие, пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы,

колени направлены в сторону. Движение исполняется на 1 такт.

«и» — проскользнуть на опорной ноге, одновременно работающую ногу перевести назад в положение «под коленом»;

«раз» — опустить по опорной ноге в позицию;

«и-два» — пауза. Повторить движение с левой ноги.

№ 6 Движение «Веревочка» (законченный вид)

Исходное положение 5 позиция ног, исполняется на 1/2 такта.

На вступление- demi-plie, пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы):

«и — раз» — веревочка правой ногой;

«и-два» — веревочка левой ногой.

Этот вид также можно исполнять вперед (обратная веревочка, в повороте на 1/4, в сочетании с «ковырялочкой», «косыночкой» и другими движениями.

Разновидности «веревочек»: двойная, с переступанием на каблук и на подушечку, со скачком на опорной ноге.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— движение исполняется на едином demi-plie;

— скачки на опорной ноге, на начале обучения, делать утрированными, чтобы дети почувствовали ритм движения. Этот ритм присутствует во всех видах «моталочек»;

— мазки от себя к себе (флик- фляк, исполняются от колена, бедро стараться удерживать на месте;

— в конечной точки флика, стопа натянута (для успешного освоения движения следует разучить подготовительные упражнения).

№ 1 Подготовительное упражнение

Музыкальный размер 2/4. Движение исполняется на 1 такт. Исходное положение 6 позиция ног, боком к станку.

На вступление- demi-plie., пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы, тяжесть корпуса на левой ноге. Высота деми- плие и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

«раз» — согнуть в колене правую ногу;

«и-два» — флик подушечкой правой ноги вперед. Подъем натянуть;

«и-раз» — фляк к себе, сгибая в колене правую ногу;

«и-два» — флик подушечкой правой ноги вперед. (Повторить 7 раз — 7 тактов).

На 8-й такт, опустить правую ногу в 6 позицию и перенести на нее тяжесть корпуса.

Читайте также:  Ожог народными средствами рана

Исполнить упражнение с левой ноги.

№ 2 Подготовительное упражнение

Исходное положение 6 позиция ног, боком к станку.

На вступление- demi-plie., пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы, тяжесть корпуса на левой ноге, правая нога в положении cou- de- pied.по 6 позиции. Высота деми- плие и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

«раз» — скачок на левой ноге;

«два» — повторить скачок на левой ноге;

№ 3 «Моталочка» одной ногой

Исходное положение 6 позиция ног.

На вступление- demi-plie., пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы). Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

«раз» — скачок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;

«и» — флик подушечкой правой ноги вперед, подъем натянуть;

«два» — повторить скачок на левой ноге;

«и» — фляк к себе, сгибая в колене правую ногу;

Движение повторяется этой же ногой.

№ 4 «Моталочка» с переменой ног

Исходное положение 6 позиция ног.

На вступление- demi-plie., пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы). Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

«раз» — скачок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;

«и» -флик подушечкой правой ноги вперед, подъем натянуть;

«два» — повторить скачок на левой ноге;

«и – раз» — фляк к себе,с перескоком на правую ногу, левую согнуть назад. Движение повторяется с левой ноги.

Моталочка с переменой ног может исполняться по 5 позиции из стороны в сторону.

Разновидности: «фигурная» моталочка, моталочка на 90 градусов (с мазком каблука, отскоки исполняются на всей стопе).

«Подбивка» в русском танце

Советы педагогу и методические рекомендации:

— чтобы добиться четкого звука, при исполнении этого движения, нужны сильные, жесткие удары подушечками в пол, добиться этого помогут подготовительные упражнения;

— высота demi-plie. и низких полупальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

№ 1 Подготовительное упражнение

Исходное положение 6 позиция ног. Музыкальный размер 2/4.

На вступление- demi-plie., пятки оторвать от пола (низкие полупальцы).

На каждую долю такта жесткие шаги с ударами в пол подушечками стоп.

«раз» — правой ногой;

«два» — правой ногой;

«и» — левой ногой и т. д.

Можно использовать любой ритмический рисунок.

№ 2 Подготовительное упражнение

«Сбивка» по 6 позиции. Исходное положение 6 позиция ног.

На вступление — demi-plie., пятку левой ноги оторвать от пола (низкие полу пальцы, правая нога в положении cou- de- pied.по 6 позиции.

Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

«и – раз» — 2 жесткихпереступания (с акцентом в пол) по 6 позиции правой, левой ногой («сбивка»);

«и» — переступание на правую ногу;

«два» — переступание на левую ногу;

— 1 такт – движение повторяется.

№ 3 «Подбивка» с переступанием

Исходное положение 6 позиция ног.

На вступление- demi-plie., пятку левой ноги оторвать от пола (низкие полу пальцы, правую ногу открыть в сторону на 25 градусов.

Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

«и – раз» -подбить правой ногой левую ногу в воздухе, приземлиться на правую ногу и сразу переступить на левую;

«и» — переступить на правую ногу;

«два» — переступить на левую, а правую ногу открыть в сторону на 25 градусов.

Далее движение повторяется.

№ 4 Более сложное движение «подбивка» подряд одной ногой.

Исходное положение 6 позиция ног. На вступление- demi-plie., пятку левой ноги оторвать от пола (низкие полу пальцы, правую ногу открыть в сторону на 25 градусов.

Высота demi-plie и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

«и – раз» -подбить правой ногой левую ногу в воздухе, приземлиться на правую ногу и сразу переступить на левую, а правую ногу открыть в сторону на 25 градусов;

«и – два» — движение повторить.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— при разучивании данного движения встречаются определенные сложности восприятия учащимися ритмического рисунка, я применяю разучиваие движения со словами, (упасть – ударить – отскочить) дети быстрее его запоминают.

№ 1 «Молоточек» с переменой ног

Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».

Музыкальный размер 2/4.

«раз» — упасть на левую ногу, правую ногу максимально согнуть в колене назад;

«и» -удар подушечкой правой ноги сзади;

«два» — отскок на левой ноге, правую ногу максимально согнуть в колене назад;

«раз» — упасть на правую ногу и движение повторяется с другой ноги.

Этот вид так же можно исполнять с продвижением вперед, назад и из стороны в сторону.

№ 2 «Молоточек» с одной ноги подряд

Исходное положение 1 позиция ног, колени «смягчены»:

«раз» — упасть на левую ногу, правую ногу согнуть в колене назад;

«и» -удар подушечкой правой ноги сзади;

«два» — отскок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;

«и» — удар подушечкой правой ноги сзади;

«раз –и-два-и» — упасть на правую ногу и движение повторяется.

Этот вид так же можно исполнять с продвижением вперед, назад, в повороте на 360 градусов, из стороны в сторону, в координации с руками, корпусом и головой.

«Гармошка» — основной вид

Советы педагогу и методические рекомендации:

— изучать движение следует с объяснения и освоения главного приема- переката с подушечки на пятку и обратно;

— основной вид движения исполняется на «смягченных» коленях;

№ 1 Подготовительное упражнение

Исходное положение 1 позиция ног, колени «смягчены». Музыкальный размер 2/4.

«раз — и» — сгибая в колене правую ногу, приподнимаем пятку и разворачиваем на подушечке стопу в не выворотное положение, опускаем на пол;

«два — и»«перекатывам» стопу на пятку и разворачиваем ее в выворотное положение.Движение в обратном порядке:

«раз — и» — на пятке заворачиваем стопу в не выворотное положении;

«два — и» — через перекат переводим стопу на подушечку и разворачиваем в выворотное положение.

То же исполнить левой ногой.

«затакт» — 1 позиция — правая нога на подушечке, левая на пятке;

-раз-и» — правую ногу, разворачиваем на подушечке,а левую на пятке в не выворотное положение (носок к носку, опускаем на пол;

«два-и» — правую ногу на пятке, а левую на подушечке разворачиваем в выворотное положение (пятка к пятке).

Движение исполняется в правую сторону 4-8 раз, затем в левую сторону.

Затем движение исполняется на 1/2. такта в координации с руками, головой, корпусом, в повороте.

Разновидности: основной прием движения «перекат» — остается, но может исполняться, не вставая из demi-plie.(применяется в мужских, образных танцах, с углублением demi-plie в момент заворота стоп в не выворотное положение (в игровых женских танцах).

Исходное положение 1 позиция ног. Музыкальный размер 2/4.

«раз» – небольшой подскок на левой ноге, правая сгибается в колене (колено к колену);

«и» — пр. нога, согнутая в колене ставится невыворотно на носок, на расстоянии стопы правее от левой ноги;

«два» — небольшой подскок на левой ноге, правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно поднимается вперед – вправо;

«и» — пр. нога, вытянутая в колене, ставится на каблук вперед и чуть вправо.

Этот вид можно исполняться: в сочетании с притом, поочередно правой затем левой ногой, в повороте на 180 и 360 градусов.

№ 1 «Трилистник» с переступанием

Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягченные»

Музыкальный размер 2/4.

«и» — перекат по стопе правой ноги с пятки на подушечку;

«раз» — наступить на левую ногу, правую поднять в положение cou- de- pied.по 6 позиции;

«и» — переступание на правую ногу;

Читайте также:  Самое эффективное народное средство при выпадении волос

«два» — переступание на левую ногу.

Далее движение повторяется.

№ 2 «Трилистник» с одной ноги подряд

«и» — перекат по стопе правой ноги с пятки на подушечку;

«раз» — наступить на левую ногу, правую поднять в положение cou- de- pied.по 6 позиции;

«и – два» — движение повторить.

1. Ткаченко Т. Народный танец. В. 1. –М., 1967 г.

2. Гусев Т. Методика преподавания народного танца. Ч. 1,2. – М., 2002 г.

3. Климов А. Основы русского народного танца. – М., 1981 г.

4. Надеждина Н. Русские танцы. – М., 1951 г.

Конспект проведения собрания для родителей средней группы в форме КВН, посвящённого русскому народному творчеству Звучит мелодия русской народной песни. Ведущая: Итак, мы начинаем очередной КВН, посвящённый знанию русского народного творчества. Сегодня.

Коромысло. Изготовление атрибутики к народному танцу «Ты постой, постой, красавица моя. » Песня вдохновила нас на постановку танцевальной мини-сценки к празднику 8 Марта. Но сразу же возник.

Методическое пособие «Аквариум» Представляю вашему вниманию методическое пособие «Аквариум», которое я использую в рамках лексической темы «Аквариумные, речные, морские.

Методическое пособие «Чудо-дерево» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Долматовская средняя школа №6», структурное подразделение Детский сад № 62 «Колосок».

Методическое пособие по развитию речи Методическое пособие сюжетные картинки к якутской сказке «Старуха Таал-Таал» для развития устной речи старших дошкольников. Недавно читала.

Методическое пособие «Сенсорный бизидом» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Светлячок» Методическая разработка «Сенсорный домик».

Методическое пособие «Сенсорный куб» Методическое пособие «Сенсорный к б» Сенсорное восприятие мира – это один из путей существования в гармонии с природой. Каждый человек.

Фотоотчёт «Посиделки как средство воспитания у детей интереса к русскому народному творчеству» Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиций народной культуры сегодня очевидна. Каждый народ имеет свои корни. Это язык,.

Презентация «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку» 1 Слайд: Консультация для родителей: «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку» 2 Слайд: Во все.

Занятия по русскому народному творчеству «В гости к солнышку» Задачи Расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной (светит солнце, появляется травка, листочки, идет дождь) Дать детям.

Источник



Тема 1.6 Методы обучения и воспитания на уроке народного танца

Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Большинство склонны считать, что методы обучения — это способы обучающего взаимодействия преподавателя и учащегося для достижения познавательных задач.

«В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-позновательной деятельности учащихся» (14, с.202).

В педагогике распространенна классификация методов на основе выделения источников передачи содержания.

Это вербальные методы, наглядные и практические. Таблица раскрывает методы, используемые при обучении хореографией и в частности на занятиях по народному танцу.

ВЕРБАЛЬНЫЕ Рассказ, замечания, указания, оценки, инструктирование и т.д.
НАГЛЯДНЫЕ Показ движений, демонстрация наглядных средств, музыкальное восприятие и т.д.
ПРАКТИЧЕСКИЕ Упражнение, репетиция, выступление.

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебных занятиях слово может быть использовано и выражено в форме:

· дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

· инструктирования (объяснение методики исполнения движений, задания);

· сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

· указаний (как правило, в повелительном наклонении, например, «встаньте», «поднимите»);

· оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

· самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи.

В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:

— методом направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения движений;

—методом ориентирования (исполнение движений по определенным точкам пространства, перемещение по классу или сценической площадке);

— методами сенсорного программирования, в которых важную роль играет звуковое оформление.

Хотелось бы остановиться на некоторых моментах, играющих огромную роль в обучении хореографией, а именно на показе и замечаниях педагога во время проведения занятий.

Показ — это прием, поясняющий правила выполнения изучаемых движений. Показ можно подразделить на два подхода: показ нового движения и показ комбинаций.

Все новые движения необходимо показывать подробно, замедленно, несколько раз, пока учащиеся не усвоят правила исполнения и обязательно сопровождать показ подробным устным пояснением. Это дает возможность развивать хореографическую память. Лишний показ, повторяющий все то, что уже известно, не укрепляет память, а ведет к непроизводительной потере времени и снижает темп урока. Иногда целесообразен показ после выполнения задания. В этом случае подчеркиваются допущенные ошибки.

Если задание не выполняется с одного раза, значит, комбинация слишком сложна.

Показ комбинаций проводится в обычном темпе характерном для определенного года обучения, один раз под счет и второй раз под музыку. Многократное исполнение комбинации педагогом не активизирует внимание и зрительную память учащихся, развитию которой должно уделяться большое внимание, так как обучение искусству танца происходить в большей мере через зрительное восприятие. Показ преподавателя должен помочь ученикам усвоить, прежде всего, единые технические приемы исполнения, поэтому он должен быть точным и музыкально правильным. Показ преподавателя может быть примером исполнительской манеры. Но он не должен рождать подражателей в лице учеников, а должен способствовать развитию их творческой индивидуальности. Показ педагога часто играет решающую роль в усвоении учащимися особенностей исполнения танца определенной национальности. Однако во время показа педагог не должен лишать ученика самостоятельности и активности.

На первых годах обучения, показ для младшего школьного возраста будет отличаться от показа старшим. В памяти должно остаться грамотное и выразительное исполнение. Чем старше учащиеся или степень их подготовки выше, тем меньше должен пользоваться педагог приемом показа.

При проведении урока народного танца педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Особую роль играют замечания педагога во время урока. Содержание, характер и форма замечаний имеют исключительное значение, как для учащегося, так и для деятельности самого педагога. Замечания могут относиться ко всей группе и к отдельным учащимся. Иногда замечания носят профилактический характер. Они указывают, на что следует обратить особое внимание, что усилить, чего избегать. Замечания «попутные», касающиеся экзерсиса, делаются во время исполнения движения. В сложных, трюковых элементах, наоборот, быстрый темп не дает сопровождать исполнение замечаниями и их необходимо делать после выполнения задания.

На первом году обучения, кроме устных замечаний преподаватель подправляет исполнение руками, что позволяет быстрей освоить правильность положения той или иной части тела.

Замечания делаются в простой, ясной, краткой форме. Нельзя все смешивать в одном замечании. Надо разграничивать их содержание. Пространные и многословные замечания часто приводят к непроизводительной потере времени, происходит «остывание» тела и занятия становятся неполноценными. От содержательного и своевременного замечания зависит и усвоение материала учащимися.

Особое место в обучении хореографией, в том числе и народному танцу, занимают практические методы. Практические методы — это вид деятельности учащегося, при котором происходит формирование и совершенствование умений и навыков в ходе выполнения практических заданий.

К ним, прежде всего, относятся упражнения. Это самостоятельно исполняемые учащимися движения, комбинации, этюды, танцы. Упражнения могут быть репродуктивными, направленные на воспроизведение пройденного материала (различные комбинации на уроке) и творческими связанные с применением полученных знаний в новых условиях, с проявлением самостоятельности мышления, творческого поиска (выступление на концертах, участие в создании спектакля и т.д.)

РАЗДЕЛ 2. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ НАРОДНОГО ТАНЦА

Источник