Меню

Использование средств народной педагогики



Средства народной педагогики
статья на тему

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете

Скачать:

Вложение Размер
Средства народной педагогики 52 КБ

Предварительный просмотр:

Средства народной педагогики и возможности их использования

при воспитании трудолюбия

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые из поколения к поколению. Без этого невозможно воспитать полноценную личность. Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания важного для самобытности общества.

Следует отметить, что общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание « средства народного воспитания» не выработано. Большинство исследователей к средствам народной педагогики относят труд, игру, слово, общение, искусство, народные праздники и обряды, произведения устного народного творчества и т.д. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Как мы уже отмечали, труд – это основа воспитания личности. Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестно относиться к труду с самого раннего возраста. Также следует воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Воспитание трудолюбия должно быть целенаправленным, развивать личность. Наши предки считали, что человеку мало просто любить труд, нужно иметь привычку, потребность трудиться, не проводить бесцельно время. Свою трудовую школу маленький ребёнок начинал рядом с членами семьи: подавал инструменты, наблюдал за работой, в дальнейшем заканчивал работу. Подрастая, ребёнку доверяли более сложную работу, Так он постепенно овладевал ремеслами близких и родных. По сведениям Г.Н.Волкова в 50 –е годы прошлого века мальчики 10 – 12 лет могли выполнять 100 – 110 видов труда, а девочки этого возраста – 120 – 130 видов. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях.

Важным фактором развития детей является игра. Это социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали важную роль игры в развитии ребёнка, считая её ведущим видом деятельности у детей. Игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании. Она является отражением жизни народов, в ней воспитываются качества, необходимые для выживания именно на той местности, где проживал данный этнос. Высоко оценивали воспитательное и образовательное значение народных игр Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание личности осуществляется прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует». Различают обрядовые, досуговые игры, народные забавы. Например, в нашей местности популярны обрядовые игры, проводимые в праздники «Навруз», «Сабантуй», «Сәмбелә», «Нардуган», также в «Рождество», «Святки», и «Масленицу». В народных играх отражался образ жизни, труд и быт людей. Они были не только развлечением. С малых лет дети подражали в играх взрослым, изображая серьёзные занятия старших: охоту, жатву и т.д. Считаем уместным привести слова педагога и психолога К.В.Динейки: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь, в конечном счёте, народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений».

Отдельные средства народной педагогики воздействуют действием (труд, игра), третьи формой (изделия народного творчества). Наиболее действенными являются словесные средства воспитания . Говоря о необычайной силе слова как фактора народного воспитания, академик Г.Н.Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно». Многие писатели говорили о важности родного, материнского языка. Для ребёнка знакомство с родным языком начинается с колыбельной песни. Колыбельные песни были пожеланием счастья и благополучия маленькому человеку и выражали любовь матери. Взрослея, дети знакомились с богатейшим песенным наследием народа. Среди различных песен были и связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами.

Когда ещё не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, сочиняли пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, создавали сказки, легенды и другие произведения. Народные творения сохранялись в народной памяти и передавались от поколения к поколению. Каждый рассказчик привносил в них что – то своё, приукрашал их. Так создавалось устное народное творчество , «фольклор» (в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»). Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, в них представлен своего рода нравственный кодекс. Среди произведений устного народного творчества первыми появились те, которые объясняли явления природы, мира, историю племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже появились произведения для веселья, выражения чувств и переживаний. К ним относятся пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки, лирические песни, частушки и другие.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянек, матерей, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни.

Потешки передают ребёнку нравственные основы в процессе игры при повторении различных движений и жестов.

Прибаутка – небольшая стихотворная сказка с ярким динамичным сюжетом, служит для развлечения малыша («забавушки»).

Загадки – одно из самых древних произведений фольклора. Это иносказательное описание предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать, своего рода испытание в мудрости.

Пословицы и поговорки – самые короткие произведения устного народного творчества. В сжатой и образной форме в них отразилась мудрость народа, его отношение к окружающему миру и к жизни. Пословица – краткое законченное изречение, имеет поучительный смысл. Указывает, как правильно поступать в разных ситуациях, как относиться к дружбе, учению, труду. Они легки для запоминания, нередко содержат рифму или созвучие:

«Терпенье и труд всё перетрут». В нашей речи встречаются и поговорки. Это тоже короткое и меткое народное выражение, украшающее речь. Поговорки также пришли из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи прошлого.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать значения слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, так называемые жемчужины народного творчества, живут в речи и помогают в самых разных ситуациях, потому что отражают многовековой опыт наших предков.

Сказки называют золотым фондом народного фольклора, сокровищницей педагогических идей. Это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных событиях, но характер этих фантастических событий очевиден. Дети проявляют к сказкам нескрываемый интерес, причина в их языке, стиле, простоте и выразительности. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, добавлять окончание фраз, им нравятся небольшие песенки и стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию речи малыша, его нравственности, духовности. Учиться уму – разуму на примерах сказки для них предпочтительнее, чем слушать мамины нравоучения. Возрастом сказки считают дошкольный возраст. Сказка пользуется у дошкольников огромной любовью. Почему же сказка эффективна при работе с детьми? Дело в том, что сказка позволяет детям мечтать и фантазировать. Это особая реальность, в ней в доступной для ребёнка форме можно постигать взрослый мир чувств и переживаний. Слушая и воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным персонажем, отождествляет себя с положительным героем. Ненавязчиво ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, поддерживается его вера в себя. Включается механизм идентификации – процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов поведения. Следует отметить важность правильного подбора сказок для детей взрослыми, как воспитателями, так и родителями. При выборе сказки нужно обращать внимание не только на её доступность и занимательность, но и моральную сторону, следует избегать грубости и жестокости. Нами был составлен примерный список сказок для воспитания трудолюбия. Положительным моментом является и то, что сказка помогает создать вокруг ребёнка жизнерадостную атмосферу, что очень важно для развития положительных нравственных качеств личности ребёнка. Многие сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, внушают мысль о том, что труд составляет основу жизни, что без работы невозможно само существование человека. Все они учат любить труд и ненавидеть, зло, трусость и лень. Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Итак, жизненная мудрость как следствие отражённого в сказках многовекового народного опыта в сочетании с ясностью и доступностью решений, художественным совершенством делает сказки благодатным педагогическим материалом для воспитания у детей положительных нравственных качеств, в том числе и трудолюбия. Сказки, народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Некоторые исследователи полагают, что в старшем дошкольном возрасте можно включить в педагогический процесс и знакомство с эпосом. Эпос – большие устные эпические сказания в стихотворной и прозаической форме. Данные народные сказания обладают жанровым многообразием: русские былины, якутские олонхо, татарские баиты, карельские руны, нарты и дастаны. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, ратной и трудовой дружбы. Образы эпоса до сих пор вдохновляют мастеров культуры в их творчестве, питают соками национальную культуру.

Искусство также считают средством народной педагогики. Народное искусство, является хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Оно отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её культуры. Отношение ребёнка к искусству основано на эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через обряды, народный эпос, декоративно – прикладное творчество позволяет детям как бы стать участником событий. Постигая народное искусство, дети знакомятся с его глубинным смыслом с миром идей, чувств, картиной мира, ценностей человека. Отсюда — понимание искусства происходит через «вживание» в чужую культуру, являясь одной из форм диалога культур. Здесь механизм воспитания работает путём погружения ребёнка в культуру.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц. Они непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Народные праздники занимают особое место в процессе воспитания детей. Они представляют собой синтез многих видов народного искусства. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его жизнь. Они включали в себя ритуальные действия, игры и состязания, народные гуляния с танцами и песнями, обрядовую кулинарию. Ничто так не объединяло народ, как народные праздники. Академик Г.Н.Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». Сочетая различные виды творчества (песни, стихи, народные танцы, пословицы и т.д.) они оказывают большое воспитательное значение на сознание и чувства детей. Знакомясь с обрядами, песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях народа. Через участие в народных праздниках у них формируется отношение к своему народу, другим культурам и, в частности, к труду.

Сегодня назрела необходимость переосмысления традиций народной педагогики. Следует чаще обращаться к средствам и методам народной педагогики как педагогам в школе, так и родителям в семьях, в особенности при воспитании у детей трудолюбия.

Источник

Использование идей народной педагогики в ДОУ

Сильяна Прохорова
Использование идей народной педагогики в ДОУ

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Народная педагогика – вечно цветущий кладезь мудрости и чистоты помыслов.

Народная педагогика служила воспитанию у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, отвага, стойкость, требовала уважения к человеку, честности, правдивости. Например,чувашская пословица гласит: «Пусть голова имеет добрые намерения, добрые ноги ведут тебя к добрым целям, добрые руки твои творят добрые дела». В очень давние времена, как утверждает народная молва,один мудрец хотел решить такую задачу: «Сколько нужен зерен, чтобы получилась крупа?» Право же и перед нами педагогами,стоит вопрос: сколько же нужно воздействий, какими они должны быть, чтобы вырастить настоящего человека? Так, К. Д. Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, своих старших сестр и братьев. В письме к школьникам К. В.Чапаева писала: «Я горжусь тем, что мой отец родился на чувашской земле, среди чувашского народа, что свое детство он провел среди чуваш и много хороших черт унаследовал от чувашскогго народа». Действительно, Василий Чапаев от деда слушал песню о Волге, легенды и предания о борьбе русских и чуваш, от бабушки – узнавал об Улыпе — добром и смелом великане… Космонавт Андриан Григорьевич Николаев также воспитывался добру и уважению к людям труда у родного народа.

В детском саду на протяжении ряда лет ведется активная, систематическая этнопедагогическая деятельность.

С чего же начинал работу детский сад по названной проблеме?

Открываем центральную входную дверь — и сразу же бросается в глаза красочное, во всю стену, панно, с изображением детей в чувашских национальных костюмах. Как видим, воспитанники детского сада, даже проходя мимо, могут увидеть некоторые образцы и заметить особенности чувашского народного искусства. На втором и третьем этажах дети знакомятся с другими красочными панно (их семь, выполненными по мотивам чувашских народных сказок художником-иллюстратором детской книги Т. И. Немцевой.

В нашем дошкольном учреждении организован музей «Бабушкина изба» («Асанне пурче»).

В музее собрали экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о культуре чувашского народа. В музее каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, примерить на себя украшения из сундучка, покачать люльку, примерить лапти, поесть из чугунка картошку в мундире и попить молочка, помыть руки в рукомойнике и т. д.

Чтобы поддержать интерес детей к произведениям народного искусства, организовываем тематические выставки,временные экспозиции: «Плетеные изделия», «Глиняные изделия», «Чувашская вышивка», «Чувашское плетение» и др.

В приобщении детей к миру прекрасного и к общечеловеческим ценностям немаловажную роль играет фольклорная группа взрослых «Мерчен» и детская «лку». Дети фольклорной группы не только исполняют песни, но и умеют играть на народных музыкальных инструментах, имеющихся в детском саду. Они принимают участие в детских радио- и телепередачах «Шнкрав» и «Шевле».

Нельзя сказать, что средства народной педагогики воспитатель в воспитательной деятельности применяются мало. Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из – за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки.Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, попевок, потешек, и тактично, с учетом меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би – ба – бо, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.

Важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент«— назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — «цвет народного ума» (В. И. Даль, но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

В соответствии с задачами реализуемой Программы в течение учебного года в ДОУ проводим развлечения познавательного характера: Сурхури, Акатуй, Улах, Ниме и др.

Ежегодно в начале лета организуем старинный чувашский праздник «Акатуй» («Праздник земледелия», с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. Он включает в себя ряд лучших обрядов и традиционных ритуалов. На территории детского сада устанавливается длинный шест с полотенцем на верхнем конце акатуй ялаве (флаг акатуя). Начинается «Акатуй» со старинной песни — гимна земледельческому труду «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше», что вызывает особое эмоциональное состояние у детей и взрослых, многие из которых подхватывают слова. Центральными образами, связывающими всех участников этого праздника земледелия, являются Урожай (ребенок с шапочкой из колосьев на голове, Земля и Небо (воспитатели). Ритуальной частью праздника является ознакомление детей со старинными традициями, обычаями чувашского народа: бросанием и катанием яиц, которые поручаются самому почетному работнику детского сада или дедушкам наших воспитанников. Особое внимание детей в этом представлении разнообразные шуточные соревнования («Бег в мешке», «Разбивание горшка», старинная игра «Тумбядек») и состязания (бег в запуске, стрельба из лука по цели, перетягивание каната, «конные скачки» и другие веселые игры на силу и ловкость; у чувашей много подвижных игр, доставляющих детям радость и веселье). Все победители спортивных состязаний получают призы. Завершается праздник обычно общим хороводом дружбы.

С большим интересом в детском саду проходит праздник чувашский народный праздник Сурхури. В ходе развлечения дети, собираются группами, обходят подворно импровизированную деревню. Праздник сопровождается обрядами, призванными обеспечить урожай и приплод скота. Заходя в избу, дети подбрасывают вверх горох, поют песни с заклинаниями, желая хозяину благополучия,за что их одаривали специально приготовленными угощениями: пирожками, калайбачками (колобками, сладостями, орехами и непременно, жареным горохом.

Учитывая, что в воспитании чувашских детей в далеком прошлом немалое значение имели эстетические традиции других народов: марийского, мордовского, татарского и, особенно, русского,— мы проводим работу по принципу: от общего — к частному. Стало традицией ежегодно проводить в детском саду в течение недели «Праздник народного костюма» (чувашского, русского, татарского и др.). На нем дети имеют возможность увидеть старинные национальные костюмы (не сценические, а также, и это главное, исполнить старинные народные песни, пляски, танцы и поиграть в традиционные народные игры.

Ежегодно организуются интересные «Путешествия в страну красивых вещей», созданных чувашским, русским, татарским, и другими народами. В ходе «путешествия» дети не только могут рассмотреть старинные изделия, но и примерить их, а также принять участие в специальной программе, которая включает танцы, исполнение песен этих народов, чтение стихов.

Интересно проходит и развлечение на тему «Мы из Сосновки, а мы – из Дубровки», в котором дети в шутливой форме соревнуются в умении играть на русских и чувашских народных инструментах. Использование народных игр, песен, хороводов и танцев в сопровождении шумовых инструментов, красивых национальных костюмов делает праздник красочным, оживленным.

Ни один праздник не проходит без гостей. Гостями на нашем празднике являются представители русской и других национальностей, которые представляют свою самобытную культуру.

Таким образом, праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Воспитание патриотизма с помощью фольклора «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству -это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» Тема проекта «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» (старшая группа) Пояснительная записка: Современное общество характеризуется.

Источник

Читайте также:  Анемия причины народные средства