Меню

Духовно нравственное развитие личности средствами народного творчества



Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 06.07.2018 2018-07-06

Статья просмотрена: 842 раза

Библиографическое описание:

Болдырева, Н. Г. Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / Н. Г. Болдырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51972/ (дата обращения: 20.01.2021).

Традиционная русская культура представлена многочисленными направлениями: литература, искусство, музыка, религия, семья. Все они очень важны и имеют колоссальное влияние на личность человека. Я, как педагог, работающий с дошкольниками, хочу выделить основополагающее значение устного народного творчества для духовного и нравственного становления личности.

Период дошкольного детства — очень важный этап в воспитании человека, когда закладываются основные черты его характера. Особую актуальность сегодня приобретает комплексный анализ потенциала воспитательных средств, формирующий этническое сознание человека, духовно-нравственных ресурсов традиционной педагогической культуры.

Одним из важнейших средств нравственного воспитания всегда был фольклор — песенки, заклички, пестушки, потешки, поговорки, сказки.

Песенкам свойственна высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. В них отражена огромная сила материнской любви, всеобщая любовь к детям, забота, ласка, доброта. В колыбельных песенках оптимально сочетаются мысль, движение, настроение. В незамысловатой удивительно поэтической форме через колыбельные ребенку преподносится природо-, народо-, родиноведение, в основе которого предметы и явления окружающей действительности. Без назидания и нравоучения детям рассказывают о делах взрослых, об их важности, о Родине.

Пестушки и потешки получили свое название от слова «пестовать» — нянчить, растить. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают младенца с первых месяцев жизни.

В пословицах, поговорках, приметах отразились мудрость и опыт бесчисленных поколений наших предков, лучшие черты и качества характера русского человека: трудолюбие, доброта, мужество, великодушие, любовь к своей земле и Отечеству. Велика функция пословиц и поговорок в воспитании и формировании духовных ценностей человека — любви, верности, чести, дружбы, порядочности: «Умный любит за характер, а дурак — за красоту», «Не дорог подарок, а дорога любовь», «Старый друг лучше новых двух». Огромный пласт пословиц и поговорок, бытующих на Белгородчине, связан с природой, родным домом, землей-матушкой: «Хлеб — всему голова», «Землю уважай — будя урожай», «Дом весть — не лапти плесть», «Иде народился, там и сгодился», «Земелюшка кормит детей, как матушка людей».

Но наибольшее воспитательное значение, на мой взгляд, имеет русская народная сказка. Воспитательное влияние народной сказки всегда признавалась отечественной педагогикой. К. Д. Ушинский дал такую оценку русскому народному творчеству: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Искусство художественного слова широко используется в целях нравственного воспитания: оно учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, в их поведении, пользуясь при этом не назидательными поучениями, а убедительными эмоционально воздействующими средствами. В русских народных сказках основная идея, мораль, как правило, скрыта, завуалирована; от читателя требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих поступках. Такой прием преподнесения морали имеет большую воспитательную ценность, так как вызывает внутреннюю активность слушателя и читателя, заставляет их думать, размышлять, формирует у них способность проникать в идейную сущность произведения. Например, Крошечка-Хаврошечка — олицетворение доброты и трудолюбия, а ее мачеха — жестокости и коварства; противопоставляются нравственные качества дочери и падчерицы в сказке «Морозко», кота и лисы в сказке «Кот, петух и лиса».

Народная сказка не ограничивается объективным изображением хороших и плохих сторон характера, поведения своих героев. Она стремится убедить в правильности своей морали. Показывает, что хорошие поступки награждаются, а плохие нередко приводят героя к трагическим для него последствиям. Так, в сказке «Морозко» дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость; Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу и щуке, а за это они помогают ему освободить Василису Прекрасную. И наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки и выпивший воду из козлиного копытца, становится козленочком. Девочка-привередница в сказке «Гуси-лебеди» не выполнила наказ родителей беречь братца, и гуси унесли его к Бабе-Яге; чтобы спасти братца, девочке пришлось преодолеть много трудностей.

Прямая связь между поступком и его следствием, характерные для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку-дошкольнику. Ему легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах. Таким образом, русская народная сказка является важным средством нравственного воспитания дошкольников.

Есть категория сказок, в которых жизненно важные черты человеческого характера, поступки и поведение людей воплощены в образах животных. Например, в сказке «Крылатый, мохнатый и масляный» в ярких выразительных образах выражена важная мысль: каждый должен добросовестно делать в первую очередь то, что он хорошо умеет и что принесет больше пользы другим.

Основное содержание волшебных сказок — открытый бой между добром и злом. Положительным героям приходится преодолевать всевозможные препятствия на своем пути, но они не сдаются, смело и настойчиво идут к намеченной цели. Мужество, храбрость, отвага помогают им одержать победу в борьбе за правое дело.

Читайте также:  Как убрать отложение солей народными средствами

В русских сказках отразились лучшие черты русского народа: свободолюбие, героизм, мужество, смелость, находчивость, природный ум, трудолюбие, доброта. Все это определяет их большую воспитательную ценность.

Сказка открывает детям мир, полный разнообразных доступных им переживаний, увлекает своей необычайностью. Сказка ценна тем, что способствует формированию у них моральных чувств и представлений. Сказки воспитывают доброту и отзывчивость («Теремок», «Морозко»), коллективизм («Репка»), смекалку и находчивость («Маша и медведь», «Три медведя»), порицают хвастовство («Колобок»), непослушание («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), лень («Крошечка-Хаврошечка»).

Данные наших наблюдений свидетельствуют о том, что под влиянием активного воздействия воспитателя постепенно углубляется осознание детьми морали сказки. Мы установили это, прежде всего, в процессе бесед с дошкольниками после повторного рассказывания сказок. Детям задавались вопросы: кто им понравился или не понравился в сказке, что понравилось, почему им нравится или не нравится герой сказки.

Предлагая детям пересказывать сказки, мы также опирались на активную работу мысли. При пересказе дети перерабатывали содержание сказки, осмысливали его, при этом проявлялись их индивидуальные особенности, развивалась речь, память, воображение.

В процессе своей работы мы решили проследить каково влияние сказки на другие виды деятельности дошкольников.

Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир. Они пронизаны радостью, которая всегда отражается на их лицах, когда в сказке дело доходит до благополучного разрешения всех бед. Как выяснилось, дети предпочитаю рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии.

В другом виде детской деятельности — игре-драматизации — дети действенно переживают воображаемые события, активно выражают свое отношение к персонажу. Перевоплощаясь в героев сказок, переживая и действуя за них, дети обнаруживают свое понимание не только их характера, но и мотивов их поведения.

В своей работе мы заметили, что систематическое рассказывание и чтение детям народных сказок, активное, целенаправленное руководство детским восприятием привели к положительным результатам. При слушании сказки дети активно и сознательно выражали свое отношение к героям, их поступкам, правильно определяли их положительные и отрицательные качества. Осознанная дошкольниками мораль сказки находила свое отражение в их суждениях, разговорах, становилась мерилом в оценке поведения своего и сверстников. Полученные нами положительные результаты позволяют утверждать, что в нравственном воспитании дошкольников сказка играет важную роль.

Русское народное творчество сопровождает человека от самого рождения до вступления во взрослую жизнь, помогая отличать добро от зла, формирует понятие достоинства и чести, мужества и совести, трусости и предательства. Порою добрые поступки взрослых продиктованы не только зрелым их умом, но и впечатлениями детства, озаренных светом сказочного представления о мире, о людях. В наше время, когда нравственные ценности разрушаются, надо ли говорить, как важно в жизни каждого ребенка здоровое, умное и доброе детство.

  1. Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины. — Белгород: Константа, 2000. — 266 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2006. — 240 с.
  3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). — М.: Педагогика, 1972. — 152 с.
  4. Отечественная литературная сказка. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 1994. — 432 с.

Источник

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания»

Марина Проняева
Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания»

Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год

Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития речи дошкольников.

1. Цель и задачи профессионального самообразования.

2. Пояснительная записка.

3. Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы.

4. Разработка программно — методического обеспечения.

5. Профессиональное развитие.

1. Цель и задачи профессионального самообразования.

Целью профессионального саморазвития я определила: изучение особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством народного творчества и систематизация методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

• Рассмотреть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.

• Определить роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольников.

• Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

• Разработать педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

2. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст — это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Духовно – нравственное воспитание – это воспитание духа, духовности, развитие духовных качеств личности. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников, на мой взгляд, должны стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации.

Необходимо обращать внимание детей на культурное наследие нашего народа. Воспитывать патриотизм на местном материале для формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края. Приобщение ребенка к национальному культурному наследию необходимо проводить, пользуясь образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Читайте также:  Как возбуждать женщину народные средства

Работа по данной теме, позволяет сформировать у детей стойкий интерес к истокам русской народной культуры. Эмоционально-личностная сфера дошкольника приобретает опыт в восприятии новых впечатлений. При духовно-нравственном воспитании детей развиваются и совершенствуются их патриотические чувства, уважение к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру.

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Многие педагоги, психологи (В. Г. Белинский, М. К. Боголюбская, Е. Н. Водовозова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьёва, В. Н. Сорока-Росинский, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и др., фольклористы (В. Ф. Аникин, А. Ф. Афанасьев, М. А. Булатов, М. Забылин, О. И. Капица, ЮГ. Круглов, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, И. П. Сахаров, ИМ. Снегирев, П. В. Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С. А. Газиева, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьёва, Х. И. Салимханова, осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н. Ф. Самсонюк, Р. Ш. Халикова).

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и определить отношение к ним в процессе игры. Знакомство с народным костюмом позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Педагоги и родители знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Так в процессе духовно — нравственного воспитания дети соприкасаются с деятельностью нескольких поколений. Но это происходит не механическим путём, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

3. Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы.

Читайте также:  Заговоры народным способом от бородавок

Нормативная документация, программы, технологии, психолого-педагогической литература.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС, приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.02.2002 № 373 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

4. Истоковедение. Том 11.-М. :Издательский дом «Истоки», 2009.-320с.

5. Истоковедение. Том 5.-М. :Издательский дом «Истоки», 2009. Сентябрь — Октябрь

Консультация для педагогов

«Развитие речи дошкольников посредством использования произведений русского народного творчества»

6. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Авт. -сост. Антонова, А. В. [и др. ]; под общ. ред. Комаровой, Т. С., Гербовой, В. В. — М. : Мозаика-Синтез, 2008. — 400 с. Ноябрь

7. Петрова, В. И., Нравственное воспитание в детском саду: Программаи методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2006. — 80 с. – Декабрь

8. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников», М, 2001г. Январь

9. Соловьева, Е. В., Наследие. И быль,и сказка: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиций отечественной культуры /Соловьева, Е. В., Царенко, Л. И. — М. : Обруч, 2011. — 144 с. Февраль

10. Павлова Л «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г Март

11. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №8, 1999г. Апрель

12. Стрельцова Л. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г. Май

4. Разработка программно — методического обеспечения.

Изготовление наглядно-дидактических пособий «Сказки в картинках», «Народное творчество»; пополнение центра чтения произведениями РНТ, дидактическими играми по сюжетам русских народных сказок. Сентябрь — Май Презентация наглядно – дидактических пособий на педагогическом часе

Разработка картотеки народных подвижных игр. Октябрь — Май Размещение картотеки на персональном сайте

Разработка презентаций для детей по сюжетам произведений русского народного творчества, для использования в работе по программе «Социокультурные истоки» Ноябрь-

май Мастер-класс «Использование презентаций в организации образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»»

Создание аудио библиотеки произведений русского народного творчества в соответствии с программой «Социокультурные истоки» Апрель-май Мастер-класс «Использование аудио библиотеки в работе с детьми в рамках программы «Социокультурные истоки»

5. Профессиональное развитие.

1. Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Теория и практика воспитания и развития ребенка дошкольного возраста с 30 января 2012 по 13 апреля 2012 года.

2. Профессиональная переподготовка в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Дошкольное образование» 6 июня 2015 год.

3. Повышение квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»» (ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» с 22 марта 2018 г. по 26 апреля 2018 г.)

4. Повышение квалификации по программе «Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации» (ГБОУ ДПО «Нижегородский Институт развития образования» с 12 марта 2018 г. по 17 апреля 2018 г.)

5. Посещение РМО в течение 2017-2018 учебного года.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном.

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

План по самообразованию «Устное народное творчество как средство воспитания детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество как средство воспитания детей раннего дошкольного возраста». Цель: объединить усилия педагогов и родителей.

Проект «Я тоже доброволец». Волонтерство как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания Проект #ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ /волонтерская деятельность, как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Проект в старшей группе «Русское народное творчество как средство развития речи детей» Проект в старшей группе «Русское народное творчество, как средство развития речи детей». Тип: познавательно-творческий. Срок реализации:.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста «Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.

Источник