Меню

Былины как средство народного воспитания

патриотическое и нравственное воспитание на основе русских былин
статья по литературе на тему

статья об актуальности русских былин

Скачать:

Вложение Размер
патриотическое и нравственное воспитание на основе русских былин 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Федяева, учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

Патриотическое и нравственное воспитание на основе русских былин

В последнее время на экранах появились мультипликационные фильмы «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», которые, несомненно, привлекли внимание зрителей. Намерения режиссёров вполне понятны: они хотели возродить угасший интерес к былинным героям и русской истории. Однако богатыри в данных мультфильмах изображены комически, что даёт современной молодёжи (не знающей порой толком ни истории, ни литературы) неправильное представление о былинных героях, их роли в национальной культуре нашей страны.

Несмотря на то, что в любой школьной программе по литературе представлены былины, на их изучение отводится мало времени, а обсуждаются они с точки зрения содержания и художественных особенностей. А если вдуматься, то данные фольклорные произведения несут в себе большой воспитательный потенциал.

«Былины – наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древнерусской жизни, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа», – так характеризует современная фольклористика значение и содержание былин.

Воспитанию чувства любви к Родине и высоких моральных качеств способствует изучение киевского цикла былин, герои которого – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, олицетворяющие свойства, черты, интересы, возможности целого народа, его идеалы.

У каждого богатыря свой облик, свои поступки, своё место в кругу былинных персонажей, но их характеры как бы взаимно дополняют друг друга, создавая целостный, монументальный образ безупречного воина, способного не только отважно биться с врагом, но и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, обладающего свободой личности.

Главное качество богатыря — воинская доблесть, а все остальные качества — второстепенные. Это отражало действительность того времени. Достоинства богатыря проверяются в сражении, в неравном бою. С этим связана и композиция былины, кульминационным событием которой будет именно сражение — насыщенное гиперболами.

Добрыня Никитич — первый по времени герой русского эпоса. Считается, что прототип богатыря — дядя Владимира Красно Солнышко, брат ключницы Малуши, которого летопись называет «храбр и наряден муж». В былинах о Добрыне подчёркивается его «вежество» — это самый «культурный» богатырь киевского цикла. Он прекрасно поёт, аккомпанируя себе на гуслях, обучен грамоте, искусно стреляет и являет чудеса богатырской удали. Обладая необыкновенной силой, своих успехов он добивается не столько благодаря силе, сколько своей многосторонней одарённости.

Постоянный эпитет Алёши Поповича — «смелый», он молод, порывист и умён, способен на воинскую хитрость (именно этим средством пользуется Алёша Попович в сражении с Тугариным, ловко отвлекая внимание врага). В некоторых былинах об Алёше Поповиче подчёркивается его слабость по сравнению с противником, что не мешает ему, однако, быть богатырём. Он насмешлив и остроумен. Его поповское происхождение, по всей видимости, — дань вступившему в силу христианству. Неслучайно некоторые исследователи считают, что в народном представлении Алёша был сыном ростовского священника, впоследствии ставшего святым. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив.

Особое место занимает Илья Муромец, причисленный в XIII веке к лику святых. Это человек, целиком посвятивший себя защите Руси, опытный и мудрый, лишённый страха смерти. Не случайно, исцеляя Илью, странники говорят ему: «Смерть тебе в бою не писана». У него нет личной жизни, он мужественный, опытный, зрелый, скромный, обладает огромной силой, являющейся средством неволшебным. Как правило, эта особая сила – то, что выделяет героя, даётся ему от рождения и делает его воином – защитником государства. Полюбившемуся богатырю народ стал приписывать подвиги, совершённые другими. В описании внешности и подвигов Ильи Муромца народ выразил своё отношение к герою: любование им, уважение к могучему, мудрому, бескорыстному устроителю и оберегателю земли Русской, руководствовавшемуся в своих действиях народными интересами. Расположенные в определённой последовательности, былины поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Как перевелись богатыри на Руси». Образ Ильи Муромца покоряет своей масштабностью и поэтическим совершенством, привлекает силой и благородством выраженных в нём чувств: личной сознательностью, желанием творить добро, совестливостью.

Былина – один из самых сложных жанров фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочным, фантастическим вымыслом.

Внешний мир былин – реальная русская земля с её историей. Обобщённый образ Родины слагается из изображения грандиозного эпического пейзажа, который, разворачиваясь во времени и пространстве, предстаёт и сферой действия героев, и мотивировкой их поступков, и мерой их качеств, их деяний.

Внутренний мир былин – это всегда мир противостояния добра и зла, светлых и темных сил. Даже те немногие былины, которые заканчиваются гибелью героев, тем не менее, утверждают их нравственную победу. Широкий былинный мир светел и солнечен, пока ему не угрожает опасность. Былинный враг, нападающий на Русь, всегда жесток и коварен, он намерен уничтожить народ, его государственность, культуру, святыни. Важная особенность былины в том, что враг в ней (даже будучи мифическим существом) воспринимается как враг государства, которому служит богатырь. В былинах получил отражение трудный процесс становления и выживания древнерусского государства, в течение многих веков отбивавшего набеги кочевых восточных народов. В этой борьбе формировалось историческое сознание восточных славян и сознание единства Русской земли. И это сильное государство, способное победить любого врага, защищаемое богатырями, видится идеальным. Именно былины помогают различать справедливость и несправедливость, человечность и жестокость, патриотизм и национализм.

Идейное содержание многих былин актуально и сегодня: мысли о едином сильном государстве, о безвозмездном служении русскому народу, о защите Родины как естественном долге богатыря. Русские воины беззаветно любят свою родину и не захватывают чужих территорий, воюют не числом, а уменьем; самоотверженно помогают всем, кто в этом нуждается; являются носителями лучших нравственных черт: мужества, благородства, бескорыстия, доброты; выражают наш национальный характер, русское понимание добра и зла, морали, долга, дружбы и любви.

Источник



Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству

ольга шевелева
Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству

Россия — родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

А ведь именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом «эпос»: это и повествование, и речь, и стих.

Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль», «былое». Уже пятьсот лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они переходили от предков вместе с обычаями и обрядами. Это были заветы, которые народ глубоко чтил.

Вера в то, что могучие богатыри жили в далеком прошлом сохранилась до недавнего времени. Слово «богатырь» вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в проявлении их возможностей и лучших качеств. Но богатыри прежде всего — главные герои былин, рассказывающих о защите Древней Руси. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли.

Целью ознакомления старших дошкольников с былинами является обеспечение нравственных и этических качеств — гордости за Россию, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле, защите слабых и т. д.

Мы предлагаем качественно изменить своё отношение к использованию эпосного (былинного) материала для формирования у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству и истории России. До сих пор былины рассматривались как одно из многочисленных дополнительных средств приобщения детей к истокам русской народной культуры, причём на былинный материал приходилась мизерная доля внимания со стороны педагогов-практиков.

Данную методическую разработку можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование эпосного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Былины рассматриваются здесь как основное средство для достижения поставленной задачи, и вместе с тем предполагаются новые сочетания известных педагогических методов и приёмов, уточняются последовательность и правила их применения.

Работу по формированию у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству и истории России следует выстраивать по следующей схеме

Работа с детьми Работа с родителями

Презентация изучаемой темы Презентация изучаемой темы

Предварительная работа Обучение родителей

Сценарий совместной деятельности Организация совместных дел

Итоговая совместная деятельность

Теперь рассмотрим более подробно работу по изучаемой теме с каждой категорией участников педагогического процесса.

Как видно из предложенной выше схемы, презентация темы предполагается во всех блоках.

Работа с детьми.

Цель презентации – заинтересовать.

Поэтому здесь необходимо использовать самые разнообразные методы и приёмы.Это могут быть:

— рассказ воспитателя с использованием иллюстраций;

— показ слайдов, диафильмов.

Большую роль здесь играет выразительная речь воспитателя.

Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности.В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:

— Сценарий совместной деятельности;

— Итоговая совместная деятельность.

Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию.В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:

• Разучивание русских народных подвижных игр;

• Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д. ;

• Дидактические и настольно-печатные игры;

• Этюды на создание выразительных образов;

После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.

Через сценарий ребёнок «проживает» события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.

Работа с родителями.

Работу с родителями мы предлагаем строить по схеме:

Презентация изучаемой темы

Организация совместных дел

На этапе презентации важно убедить родителей в значимости темы, её актуальности, заручиться их помощью и поддержкой.Презентация темы может пройти через:

При обучении родителей можно использовать такие формы работы:

«Игротека» может выступать как самостоятельная форма работы с семьёй, так и элементом родительского собрания, семинара-практикума с родителями, консультации. При проведении «Игротеки» воспитатель вместе с родителями разучивает, например, какую-то русскую народную подвижную игру. Родители выступают в роли детей, воспитатель — в роли педагога.

При организации «Продлёнки» родителям выдаётся лист-опросник на дом и предлагается побеседовать с детьми по предложенным вопросам,например:

1. Назови героев былины «Ставр Годинович».

2. Кто тебе понравился больше всех? Почему?

3. Кто не понравился? Почему?

4. На кого бы ты хотел быть похожим?

5. Как бы ты спас Ставра Годиновича?

6.Как ты понимаешь слова Василисы Микуличны: » Я тебя из погреба своими косами вытащила»?

На следующее утро лист-опросник возвращается в детский сад.

Целью «продлёнки» является приобщение родителей к решаемой детским садом проблеме, помощь в создании благоприятного микроклимата в семье через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему.

Организация совместных дел по теме «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории России«предполагает:

• Привлечение родителей к сбору иллюстративного и текстового материала;

• Оснащение с помощью родителей Русской избы;

• Организация фоторепортажа на тему «Путешествуем по Древней Руси»;

• Игры-викторины по типу «Что? Где? Когда?», «Колесо истории», «Поле чудес».

• Проведение Дней открытых дверей;

• Проведение фольклорных праздников, вечеров русских народных игр и забав.

Илья Муромец и Соловей-Разбойник.

В том ли в городе во Муроме, в том ли в селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое — Ильюшенька сын Иванович.

Опечалил он родителей своих — был здоровьем слаб, все в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки.

Так пролежал на печи он тридцать лет и три годика.

Как в одно утро ранее постучали ко Илюшеньке калики-перехожие.Говорят: «Напои ты нас добрый молодец водой студеной, жажда мучает!»Отвечает им Илюшенька: «Стыдно старые за водой посылать безногого!» Тут напрягся Илюшенька и пошел по сырой земле-матушке.Лишь принес он воды студеной страничкам как они молвили: «А ты испей водицы студеной!» Выпил Илья водицы колодезной. Тут случилось чудо чудное. И почувствовал Илья в себе силу богатырскую.

А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные.

Узнал он, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Путь его был далек и опасен. Прямоезжая дорожка заколодена, заколодена дорожка замуравлена.

И на добром коне тут никто не прохаживал. Место сие называлось Черная Грязь, что у реки Смородины. Сидит там Соловей-Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается. Все лазоревы цветочки осыпаются. Темны лесушки к земле все преклоняются. И люди, что были там все мертвы лежат.

Когда Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Его добрый конь стал спотыкаться. Он берет тугой лук разрывчатый и стрелу колену, накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремечку и повез по чисту полю. Прямо в стольный Киев град ко князю Владимиру.И все приговаривал: «Полно тебе свистать по-соловьиному, полно тебе сиротить да малых детушек!»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель — это человек, который каждый день помогает маленькому человеку с большими возможностями окрашивать.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2 часть 3 частьI. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть 2.2. Задачи, решаемые в опыте: Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Монотипия – Данную технику мы с ребятами использовали для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2.5. Результативность опыта Проведение итогового мониторинга показало положительный результат данной работы: у 35,5% детей в игровой деятельности.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9». Продолжительность:.

Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость воспитания.

Источник

Читайте также:  Загиб желчный пузырь народные средства